Регистрация / Вход

Вложения в достижения

18.09.2019 Вложения в достижения Чрезмерная зависимость спорта от бюджетных денег – в этом, по мнению председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта Вячеслава Копьева, заключается главная особенность российского «профильного» бизнеса. Так, в 2018 году доля бюджетных денег всех уровней составила 84%, а внебюджетных – только 16%. «Это не только тормозит саму инициативу, но и создает ложные ориентиры, мешая предпринимателям правильно оценивать свои возможности, строить бизнес-стратегии, учиться использовать опыт зарубежных стран, адаптируя его к российским реалиям, и находить инновационные решения для конкретных российских условий», – полагает эксперт. О главных проблемах развития предпринимательства в сфере спорта и наиболее инвестиционно привлекательных нишах он рассказал «ПРБ».

О проблемах
Можно выделить три группы проблем. 
Первая – это проблемы, связанные с общей экономической ситуацией в стране, в частности, с платежеспособностью нашего населения. Согласитесь, если в Великобритании футбольный болельщик может позволить себе потратить на годовой абонемент посещения матчей на стадионе своего клуба в среднем порядка 250–300 фунтов стерлингов, что в пересчете составляет примерно 20–25 тыс. рублей, а у нас – только 35 фунтов или около 3 тыс. рублей, то это совершенно разные исходные позиции для реализации целого ряда бизнес- процессов в спорте.
Вторая группа – это проблемы, которые напрямую зависят от целеполагания государственной политики и правового регулирования сферы спорта. Так, например, у нас много говорят об эффективном использовании спортивных объектов, в том числе путем расширения частной инициативы в этой области. Однако, если предприниматель построил стадион (спортзал, бассейн) и предоставляет услуги населению муниципального образования, то он платит налог на землю, а если точно такой же спортивный объект принадлежит муниципалитету, то он от этого налога освобожден. С точки зрения социальной роли здесь наблюдается явное несоответствие, ведь и тот, и другой выполняет общую функцию – вовлечение населения в занятие спортом. На заседаниях нашего комитета эксперты неоднократно высказывались в поддержку введения льготного налогообложения по земельному налогу для спортивных сооружений и освобождения от НДС и налога на прибыль с включением в затраты организации средств, которые она направляет на проведение спортивной работы с населением.
И, наконец, третья группа – это общий уровень менеджмента в спортивной индустрии, в частности, в спортивных федерациях и клубах. Так есть несколько основных источников доходов спортивных клубов: деньги, получаемые от продажи билетов, продажи прав на трансляцию спортивных событий (так называемого спортивного контента), доходы от продажи рекламы и лицензионной продукции, и, наконец, деньги от спонсоров.
Все эти источники доходов взаимосвязаны. Например, за рубежом доходы от продажи прав на телетрансляции становятся едва ли не основными в бюджетах профессиональных спортивных клубов. А у нас рынка прав на спортивный контент практически нет. Ведь для того, чтобы успешно продать права на контент, нужно, чтобы телекомпании увидели перспективу высокого зрительского рейтинга теле- трансляции спортивного события, поскольку только это может обеспечить хорошую продаваемость рекламного времени. А для этого надо создать конкурентоспособное спортивное шоу, привлечь на трибуны болельщиков. Что далеко не все умеют делать. С другой стороны, у нас не отработан и механизм финансового (налогового) стимулирования спортивного телевидения. Есть также проблема законодательного ограничения коммерческой рекламы на спортивных аренах, что существенно снижает интерес рекламодателей, работающих на рынке продуктов массового спроса к спортивным соревнованиям.

О спортивных сегментах  для инвестиций
При всех проблемах, которые есть, предпринимательство в сфере спорта все-таки развивается. Бизнес-стартапов становится все больше. Если говорить о сегментах, наиболее привлекательных с точки зрения получения предпринимательского дохода, прежде всего это быстрорастущий и имеющий хорошую перспективу массовый и любительский спорт как в части организации спортивных событий самого разного уровня и локации, так и использования уже созданной или строящейся спортивной инфраструктуры.
Хорошую динамику показывает и развитие фитнес-индустрии в стране. Позитивный синергетический эффект для спортивного и туристического бизнеса может дать развитие такого направления, как спортивно-событийный туризм, позволяющий соединить туристические и спортивные продукты в единый, привлекательный для потребителей пакет. Здесь у нас поле непаханое. Кстати, в июне мы провели специальное заседание нашего комитета, посвященное именно перспективам развития этого направления туризма в стране.
Перспективным направлением считаю и использование оставшихся нам в наследие от Олимпийских игр в Сочи, универсиад в Казани и Красноярске, Чемпионата мира по футболу-2018 спортивных объектов Радует, что успешный опыт коммерческого наполнения содержанием стадионов и дворцов спорта уже есть. Например, на стадионе «Казань-Арена» реализуется целая система превращения этого крупного стадиона в мультиарену, на которой уже сейчас проводится 150 различных событий в год, а число посетителей перевалило за 1 млн человек. 
Еще одно направление – это производство высокотехнологичной экипировки, спортивного инвентаря и оборудования, прежде всего, для массового потребителя в регионах нашей страны. И вот здесь то бюджетные деньги должны направляться на развитие именно отечественного производства, создание рабочих мест в регионах. Ведь ненормально, когда 60% (а в спорте высших достижений все 90%) спортивного инвентаря и экипировки имеет импортное происхождение.
На заседаниях нашего комитета мы неоднократно обсуждали эту тему и давали свои предложения по стимулированию российского бизнеса, работающего в этой области, в том числе путем снижения таможенных тарифов на ввозимое сырье и оборудование для производства спортивной одежды и спортинвентаря, возмещения затрат на подключение к инженерным сетям и др. Нами, в частности, поддержана инициатива по созданию кластера по производству спортивной одежды в Калужской области.

О зарубежном опыте
Нам нужно равняться на успешные зарубежные технологии бизнеса, отбирая те из них, которые можно и нужно адаптировать для наших условий. И в этом плане я бы обратил внимание на две страны: Великобританию и Германию. В Великобритании из многих применяемых там бизнес-технологий, особенно в игровых видах спорта, я бы выделил такую область как взаимодействие букмекерского бизнеса и спорта. Там есть четкий механизм финансирования спорта за счет букмекерских компаний.
Для нас это тема сравнительно новая, но перспективная. У нас в комитете образован специальный подкомитет по букмекерской деятельности, который постоянно дает свои предложения, как сделать так, чтобы деньги, получаемые от ставок, шли бы на развитие российского спорта, в том числе детского, а не уплывали за рубеж.
Из опыта Германии для российского спортивного бизнеса стоит присмотреться к технологиям работы спортивных клубов с местным населением, школами, муниципальными властями, предпринимателями, по формированию не только сравнительного узкого круга лояльных болельщиков, а целого местного сообщества патриотов своего спортивного клуба.

О роли цифровой экономики
Сегодня «цифра» в спорте – это информационно-аналитические системы сбора, хранения и обработки данных мониторинга занятий спортом населения страны, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации, управления физической культурой и спортом. Такие системы уже есть или находятся в завершающей стадии разработки и внедрения.
Я имею в виду, например, АИС «Спортивный советник», имеющую сервисы и для потребителей. Так, на московском портале можно выбрать спортплощадку, спортивную школу, оценить спортивные способности ребенка и т. д. На сайте есть реестр тренеров, календарь мероприятий.
«Цифра» для потребителя спортивного продукта – это мобильные приложения, позволяющие болельщикам ориентироваться на стадионе, назначать место встречи с друзьями, смотреть повторы игровых эпизодов, заказывать услуги, приобретать сувениры и т.д.
«Цифра» для менеджмента спортивных организаций – это возможность через мобильные приложения, социальные сети проводить рекламные акции, продавать билеты, осуществлять информационное сопровождение любых мероприятий на стадионах.
Все это очень быстро растет. Вложения в пользовательские сервисы окупаются за счет общего роста доходов. Но здесь важен правильный менеджмент, в основе которого лежит четкое понимание того, зачем все это надо, видение перспективы и основательные расчеты.
Что же касается взаимодействия государства и бизнеса в этой сфере. То проблема в основном одна – недостаточное финансирование разработки и приобретения оборудования. Очевидно, что без государственной поддержки трудно разрабатывать глобальные цифровые системы, подразумевающие общероссийскую интеграцию. Но вот что касается внедрения и использования «цифры» на конкретных спортивных объектах, при организации и проведении спортивных событий, развития новых видов спорта как «киберспорт», например, то это поле для предпринимательской инициативы участников спортивной индустрии.


ЦИФРЫ:
В России более 300 тысяч различных спортивных сооружений, из которых 12% находится в собственности субъектов федерации, 76% – в муниципальной собственности, и только 12% в частной.


Василий Бидин

Возврат к списку