Регистрация / Вход

В темпе роста

29.08.2019 В темпе роста Не так давно Якутия отметила грандиозное по своему масштабу и значимости событие – открытие пассажирских перевозок со станции Нижний Бестях (Якутск). Железная дорога в сочетании со строительством автомобильных дорог и модернизацией водного и воздушного транспорта станет основой транспортной сети и позволит радикально улучшить всю транспортно-экономическую ситуацию на 1/5 части территории России. 22 района республики, занимающие 48% территории, будут иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами. О транспорте, инвестициях, кадрах «ПРБ» побеседовал с главой региона Айсеном Николаевым.

Одна из ключевых проблем Дальнего Востока – транспортная доступность. Как на этом фоне выглядит республика и каким образом можно сделать регион более доступным? 

Транспортная доступность – одна из основных проблем Якутии
. Масштабы республики действительно впечатляют – это более 3 млн квадратных метров площади. При этом здесь живут всего немногим больше 950 тыс. человек. Расстояния между районами и населенными пунктами огромные. Добраться в межсезонье до некоторых улусов, особенно арктических, практически невозможно. Жители северных и арктических улусов оказываются отрезаны от всего мира. В целом около 80% жителей Якутии не имеют круглогодичной транспортной доступности, а между тем транспорт в республике несет в себе жизненно важную задачу – доставку жизнеобеспечивающих грузов, или по-другому север- ный завоз.
Сегодня в самом крупном регионе России реализуется целый ряд проектов, которые направлены на то, чтобы решить проблему с транспортной доступностью. Во-первых, это национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». До 2024 года мы должны увеличить долю отремонтированных дорог до 39,3% на региональных трассах и до 85% на дорогах городской агломерации столицы Якутии. 

Основной транспортной артерией республики остаются реки. По ним летом в период навигации перевозится большая часть жизнеобеспечивающих грузов. Поэтому вопрос обновления флота для нас очень важный. Средний возраст действующих грузовых судов Ленского бассейна составляет более 36 лет при нормативе 24 года. Большое значение для нас имеет инвестиционный проект, связанный с развитием Арктики и ее инфраструктуры, по строительству высокотехнологичной Жатайской судоверфи. Она будет построена на базе судоремонтно-судостроительного завода. Судоверфь позволит строить до 10 речных судов в год, модернизировать 6 и утилизировать не менее 2 судов. Первую очередь объекта планируется ввести в эксплуатацию в конце 2021 года. 

Пожалуй, единственным круглогодичным средством передвижения в Якутии является авиация. У нас самая обширная аэропортовая сеть в стране – 32 аэропорта. Но из них только 7 воздушных гаваней имеют искусственное покрытие на взлетно-посадочных полосах. Эту проблему может решить Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в рамках которого будут реконструированы 16 якутских аэропортов. 

Столпом развития транспортной доступности для Якутии является проект строительства Ленского моста. Он интегрирует в зону круглогодичного транспортного сообщения 83% населения республики и обеспечит транспортно-логистическую связанность на 18% территории Российской Федерации. Строитель- ство моста через Лену может стать серьезным звеном в процессе создания Северного широтного пояса России. Мост соединит Запад и Восток страны по Северному широтному поясу и станет необходимым звеном в формировании нового транспортного коридора от Северного морского пути до стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это в свою очередь обеспечит территориальную связанность и выход крупнейших минерально-сырьевых центров к круглогодичному транспортному сообщению и к морским портам. В будущем реализация каждого из этих проектов позволит Якутии открыть двери для всего мира и даст толчок развитию Дальнего Востока. 

Какова доля иностранных инвестиций в Якутии, и какие у них перспективы? Во что в основном готов вкладываться инвестор?

Наикрупнейший проект с иностранным участием – это освоение месторождения на Западе Якутии компанией «ТНК BP» совместно с «Роснефтью». В ближайшее время будет запущен проект компании Silver Bear Resources – месторождение «Вертикальное».
Инвесторы, в том числе иностранные, готовы вкладываться в традиционно привлекательные для нас отрасли экономики, связанные с добычей полезных ископаемых и также рассматривают ряд проектов переработки. Но уровень рисков в них обычно выше, и инвесторы ищут различные меры государственной поддержки. Скажу так: инвесторы могут претендовать на льготные механизмы на территориях опережающего развития, заявить региональный инвестиционный проект, дополнительно привлечь в свой проект как участника федеральное правительство или средства из госбюджета Якутии в форме капитального гранта.
Инвестиционная привлекательность региона формируется по целому ряду направлений. В первую очередь это работа по продвижению Якутии в части реализации целевых моделей, предложенных Агентством стратегических инициатив, как основа для оценки регионов в область инвестиционной привлекательности. Отмечу, что в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности по итогам прошлого года Якутия совершила беспрецедентный скачок с 52 на 22 место.

Республика уникальна и очень интересна для российских и зарубежных туристов. Откуда сейчас основной турпоток и по каким направлениям его хотелось бы «нарастить»? 

Ежегодно республику посещает около 200 тыс. туристов, при этом туристский поток лишь растет. Конечно, пока преобладают наши российские туристы. Если выделить иностранцев, то наибольший поток гостей идет из Азиатско-тихоокеанского региона – Японии и Кореи. Также республику посещают туристы из европейских стран – Германии, Франции, Великобритании. Популярностью пользуются экстремальный, экологический, познавательный туризм, такие достопримечательности, как Национальный парк «Ленские столбы», Оймякон – Полюс Холода. Интерес вызывает и посещение культового якутского праздника в честь наступления лета Ысыах и круизы по реке Лена до заполярного поселка Тикси.

Как обстоят дела с кадрами в Республике Саха? Какие специалисты наиболее востребованы и как их привлекают в регион?

Ситуация на рынке труда у нас достаточно стабильна. Численность рабочей силы и занятых в экономике растут в среднем на 2 тыс. человек. Снижается количество безработных, сегодня уровень общей безработицы составил 6,8% от численности рабочей силы.
Якутия является субъектом с развитой промышленностью, поэтому на первый план выходят рабочие профессии, такие как водители, машинисты автогрейдера, бульдозера, буровых установок, а также слесари, электромонтеры, электрослесари. Среди служащих – это врачи, инженеры, медицинские сестры, учителя. Для привлечения квалифицированных кадров с прошлого года мы начали реализацию программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

В этом году дорожные работы в рамках нацпроекта ведутся на 41 объекте общей протяженностью 148,25 км, в том числе на 22 объектах на региональных автодорогах общей протяженностью 122,4 км. На это в текущем году предусмотрено 4,14 млрд рублей.

Возврат к списку