Регистрация / Вход

Столица приглашает бизнес

16.07.2018 Столица приглашает бизнес Столица приглашает бизнес

Москва стремительно меняет не только облик, но и специализацию. В начале прошлого века в Белокаменную съезжались купцы и богомольцы. Одни заключали миллионные сделки, другие – совершали паломничество по московским церквям и монастырям, коих было сорок сороков. После революции Москва стала средоточием власти и крупным промышленным центром, выпускавшим самолеты, локомотивы, автомобили и еще много чего. А сегодня столица активно ищет свое место в новой экономике.


Планов громадье
Обсуждаются планы создания крупного инновационно-производственного кластера, который объединит более 400 компаний с суммарной годовой выручкой свыше 48 млрд рублей. В Москве действуют 33 технологических парка, в которых работают более 45 тыс человек. И, в отличие от офисных центров, технопарки заполнены почти на 100%, утверждает заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.

Город для бизнеса
Тот факт, что бизнес стремится в Москву, подтвердила и Московская неделя предпринимательства, которая прошла в конце мая-начале июня. В ней приняли свыше 60 тысяч участников из 40 стран. Открыл неделю Московский предпринимательский форум, его продолжил образовательный бизнес-форум «Трансформация-3», за которым последовал Московский форум индустрии моды и конференцию Startup Village.
В рамках недели проходил и Всемирный форум и выставка по франчайзингу, которые состоялись в России впервые. В этом отразилось признание успехов России в развитии этого вида предпринимательства. Как утверждает президент Российской ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова, сегодня по модели франчайзинга работает порядка 50 тысяч малых и средних предприятий, на них трудится более полмиллиона россиян. Тенденция последних лет – бурный рост франчайзинговых концепций в регионах и выход их на федеральный и международный уровень.

Энергия франчайзинга
Всемирный форум и выставка по франчайзингу собрали представителей 31 страны. В рамках форума прошло более 10 панельных сессий по вопросам интеллектуальной собственности во франчайзинге, банковским продуктам для этого вида бизнеса, международному сотрудничеству, поддержки экспорта российских франшиз на государственном уровне и т.д.
Как считает президент Российской ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова, франчайзинг – лучшая модель, двигатель для развития малых и средних предприятий, которые способствуют улучшению социальной сферы и повышению качества жизни.
Однако Москва не намерена терять первенства. Как заявил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Фурсин, сегодня в столице существует более десятка программ поддержки и финансирования, и Московский предпринимательский форум еще раз подчеркнул важность диалога и повышения информированности предпринимателей о тех возможностях для развития.

Равная среди «умных»
И дело здесь не только в этом. Уже сейчас Москва входит в пятерку «умных» городов мира, занимая лидирующие позиции по проникновению фиксированной связи и стоимости мобильного интернета. Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на пленарном заседании, подчеркнул, что за несколько последних лет количество предпринимателей в столица увеличилось в полтора раза. При этом не следует упускать из виду, что с точки зрения конкуренции Москва – тяжелейший город. Но сегодня Москва из закрытого города с бешеной ценой на коммерческую недвижимость становится городом, который «всасывает в себя предпринимателей».
В этом – отражение современных мировых трендов. По утверждению старшего партнера и управляющего директора, председателя компании BCG в России Владислава Бутенко, сегодня конкуренция между странами сменяется конкуренцией мегаполисов. Города с населением свыше полумиллиона человек обеспечили более 50% роста экономики в большинстве стран, а в Японии, Швеции и Франции – более 70%. Производительность труда в городах на 30% выше, чем в малых городах и сельской местности.

Города для талантов
Города с высокой долей предпринимательства более привлекательны для талантливой молодежи, которая уже в ближайшие годы будет выбирать не место для работы, а город, в котором хотелось бы жить и работать.
На этом фоне постоянно растет роль приезжих. Сегодня мобильность такова, что если 10 лет назад 80% предпринимателей родились в том же городе, что и работали, то сегодня их доля падает, а растет доля тех, кто приехал. Например в Мюнхене 20% успешных стартапов основаны иностранцами, в Гокнконге этот показатель достигает 60%.
И Москва становится городом, который способен победить в схватке за предпринимательскую инициативу и за таланты. По мнению старшего вице-президента, руководителя дирекции по развитию цифрового бизнеса ПАО «Сбербанк» Теймура Штернлиба, в Москве создана экосистема – особенная городская среда, в которой комфортно жить и работать.

Комфортно жить не запретите
Нечто подобное пытаются создать в «Сбербанке», стремясь лучше понять потребности клиентов. «Для нас инвестиция в экосистему является стремлением создать такую среду, в которой клиенту будет удобно потреблять наши услуги», – подчеркнул он.
Похожую систему создает и известный интернет-сервис Avito, продвигающий коцепцию совместного потребления. Как утверждает генеральный директор Avito Владимир Правдивый, экономика совместного потребления дает людям возможность не только предоставить другим в пользование свое жилье, автомобиль или другое имущество, но и увеличить жизненный цикл вещей. А ведь средний житель города ежегодно выбрасывает порядка 500-600 кг мусора. Avito помогает передать вещи, не нужные одним, в пользование другим.
Возможности сервиса огромны, ведь ежемесячно услугами Avito пользуются порядка 32 млн россиян.

Город мастеров
Москва сильна не только своей комфортной городской средой и инновациями. Сегодня это еще и город индустрии моды. В нем только одежды и обуви ежегодно продается на кругленькую сумму: без малого 600 млрд рублей. Это – 40% всех продаж товаров этой категории в стране. Не случайно на открытие форума, посвященного индустрии моды, приехал мэр Москвы С. Собянин. В мероприятии участвовали также именитые московские дизайнеры и представители фэшн-изданий. Собравшиеся, в частности, обсудили создание в столице единого фэшн-хаба. Предполагается, что он будет включать в себя центр прототипирования для создания новых коллекций и работы с новыми материалами, центральный шоу-рум, центр консультационного сопровождения компаний и акселератор для стартапов в сфере моды и креативных индустрий.
Поддержка стартапов – перспективное направление в деятельности правительства Москвы, и в этом смысле Московская неделя предпринимательства полностью оправдала ожидания. Всю неделю город обсуждал практические вопросы развития бизнеса. Как заметили организаторы, это важно и нужно для каждого московского предпринимателя.

Егор Владимиров

Возврат к списку