Регистрация / Вход

Потребляй, но проверяй

14.03.2019 Потребляй, но проверяй Эра постиндустриализации уходит в прошлое, открывая дорогу эпохе «нового качества жизни». В то время как отечественные потребители хотят большего и лучшего буквально во всем, продавцы ломают голову над тем, как бы этот спрос удовлетворить.

О качестве жизни рассказывает  Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, председатель конкурса «Московское качество» Сурен Варданян.

Cурен Оганесович, о качестве жизни сейчас много говорят, но мало кто понимает, в чем оно заключается. Расскажите, что же это такое?
Человек во все времена стремился к гармонии как с внешним, так и с внутренним миром. Желание улучшать условия своей жизни – это правильный и естественный путь развития. Это и есть новое качество жизни. Здесь связано все вкупе – что человек ест и читает, как питается, работает и отдыхает и, в целом, как ощущает себя в своей стране и в международном пространстве. В итоге возникает очень много вопросов, как со стороны клиентов, так и продавцов. Мы должны чётко понимать – есть качество жизни, которое воспринимается на уровне «я хочу кушать качественную пищу и ездить на хорошем автомобиле». И здесь появляется вопрос – а как доказать клиенту, что это экологически чистая пища и отвечающий его потребностям автомобиль? Другой уровень – «я хочу получать положительные эмоции и чувствовать себя в обществе не винтиком, не каким-то механизмом, а некой цельной составляющей». Это очень большая и глобальная тема. Получается, что понятие «новое качество жизни» охватывает абсолютно все, что нас окружает, даже, к примеру, блокчейн?Мы можем думать, что обсуждение темы блокчейна и криптовалют никак с этим не связано, но на самом деле это не так. Это тоже элемент нашего развития. Что будет по результатам диджитализации экономики или цифровой экономики, пока никто не определил. Герман Греф говорит, что цифровая экономика – это элемент борьбы с коррупцией. Возможно. Но, понятие коррупции очень неоднозначное. К примеру, есть страны, где легализованы институты лоббизма. Давайте разберемся, что такое лоббизм? Не является ли это официально оформленным коррупционным механизмом? Он выведен из тени, за него платятся деньги. Потому что когда-то кто-то решил – а зачем это прятать, зачем создавать криминальность, если вы хотите получить официальный, качественный и открытый лоббизм, который будет защищать ваши интересы – пожалуйста, зайдите в кассу и заплатите, компания оплатит налоги и официально заявит, кто она. И это тоже определенный уровень качества жизни.

А если говорить о более «народных» вещах, таких как ключевые потребительские приоритеты, то какое место в них занимает качество продукции? 

«Мы не настолько богаты, чтобы потреблять что-то совсем дешевое» – это модель среднего класса, который считает, что он может себе позволить купить хорошую, качественную вещь и не может себе позволить тратиться на дешёвые вещи. Однако если копнуть глубже, то видно, что цена продолжает оставаться одним из элементов, который определяет для большей части населения что покупать, а что не покупать. Кроме того, сегодня мы наблюдаем новое-старое общемировое явление – вещи стали опять передаваться по наследству – младшим братьям и сестрам. Это явление связано с тем, что продукция, которая производилась раньше, по тем, или иным параметрам не была рассчитана на замену через 2–3 года, а была рассчитана на более долгий срок использования, расцениваясь людьми как более качественная, износоустойчивая и долгопотребляемая продукция.
Однако экономика требует, чтобы предприятия развивались – для того, чтобы люди могли получать заработную плату и что-то потреблять, продукция должна постоянно производиться. И тут очевиден конфликт интересов. Чтобы продукция постоянно производилась, она должна меняться. Процесс изобретений идет очень быстро, и если нам раньше нашего телефона, казалось бы, хватало на 5–6 лет, то сегодня те функции, которыми обладает телефон, требуют его замены через 1–2 года. Это делается совершенно осознанно, чтобы человек пошел и купил новый телефон, потому что процесс потребления двигает экономику страны.

По каким критериям потребители определяют качественный продукт перед ними или нет? 
Как правило, доверяют проверенным брендам.

Тогда что такое проверенный бренд?
Если говорить о вещах, то это изготовленный из хороших материалов, удобный в употреблении и достаточно долговечный предмет. К примеру, кофточку можно сшить у местной портнихи и она будет внешне очень похожа на ту, которую рекламирует известный бренд. Но первая потеряет цвет после пары стирок, а вторую вы будете носить 2–3 года, и она сохранит свой цвет и эластичность.
Если говорить об образовании, то сегодня мы наблюдаем настоящий бум – на посещение культурных мероприятий, просветительских лекций, посещений библиотек и т. д. Думалось, что через какой-то период времени мы уже и книг читать не будем, а в книжных магазинах сейчас толпы
народа, в музеи очереди выстраиваются. Значит, люди понимают, что мало что-то прочитать в интернете или увидеть по телевизору. Меняется сознание. И это новое качество жизни.

Какие потребительские маркетинговые уловки и рекламные ходы, которые были эффективны раньше, сегодня уже не действуют?
Сегодня, к примеру, потребителя может насторожить слишком навязчивая или «дешевая» реклама. Однако продавцы – это талантливые люди, которые постоянно совершенствуются в попытке вызвать у человека желание что-то приобрести. Начиная от мотивирующих к покупке световых и ароматных игр в магазине и заканчивая расположением вещей на витринах. К примеру, одну и ту же подушку можно расположить так, что, в первом случае, вы ее увидите и сразу захотите на ней уснуть, а во втором, – пройдете мимо, сказав: «Что тут валяется?»
Маркетологи работают над рекламой, создают красивые истории, позволяющие продать товар. Чем доходчивее, тем лучше. И потом они всплывают уже на подсознательном уровне.

А потом происходит рекультивация, когда бренд тянет за собой другой бренд.
Да, есть же истории, когда продают кофемашину с определенным видом кофе. Что из них кого подтягивает, это вопрос. Человек будет продолжать «покупаться» на уловки маркетологов, просто система решений и мотивации к покупке, каждый раз будет совершенствоваться. И чем дальше, тем больше она будет переходить на уровень подсознательных решений. Потому что единственное, что может мотивировать человека – это эмоция, в любой форме. Человек живет эмоциями. И их количество определяет качество жизни. Правда, без отрицательных эмоций трудно понять, где же положительные.

Посоветуйте, как все-таки в условиях того товарного многообразия, которое есть сегодня, потребителю находить качественные продукты? 

Три года назад Московская ТПП запустила проект «Московское качество», концепция которого разрабатывалась много лет. Мы рассматриваем товары с трех разных сторон – с позиции населения, экспертов, а также соответствие тому, что было заявлено производителем. Одной из наших главных идей стало как раз привитие «правильной» культуры потребления. Сегодняшнее информационное пространство настолько изобилует всевозможными правдами-неправдами, что любая вещь может быть истолкована по-разному. Поэтому мы стараемся говорить о том, какой должна быть та или иная продукция – по составу, вкусовым качествам и т. д. Насколько люди, которые продают, к примеру, сыр или минеральную воду, используют новые подходы. Все это очень сложно, но мы собрали хороший коллектив. Мы, например, ни с кого не берем денег и играем по-честному. Потому что финансовая поддержка партнеров позволяет конкурсу уйти от системы «Купи звезду». Люди понимают всю значимость проекта – однажды оказавшись в топе, они хотят помочь другим войти в этот топ. Это тоже новое качество жизни. Ведь мы все в итоге хотим, чтобы Москва была городом, комфортным не только для работы, но и для жизни.


ОПРОС ПРБ


Ольга Штемберг,
председатель Комитета по поддержке предпринимательства в сфере нового качества жизни и 
устойчивого развития Московской ТПП

Качество жизни, в его современном международном звучании - устойчивое развитие, – состоит из трех сфер: социальной, экологической и экономической. В центре этого воображаемого куба находится человек, его физическое, духовное здоровье и финансовое благополучие, его безопасность и качество среды обитания, его осознанное бережное отношение к природе и природным ресурсам Земли. 4-Д – модель устройства мирового сообщества, которую формировали ученые и эксперты всего мира на протяжении более чем 40 лет, стала основой для формирования 17 целей и 169 задач в интересах устойчивого развития, принятых на юбилейном самите ООН 27 сентября 2015 года. Президент России Владимир Путин в своем выступлении предложил мировому сообществу создать в России Единый центр устойчивого развития.
В современном развитом мире категория «качество жизни» рассматривается только как триединство социального благополучия человека, состояния окружающей среды и экономического развития. А экономический и экологический аспекты в отрыве от социального не являются показателями устойчивого развития экономики страны.
Мир переходит постепенно, шаг за шагом, на новый экономический уклад, в центре которого находится благополучие и счастье человека. И этот путь неотвратим, что показало единство всех 250 стран на юбилейном саммите ООН в 2015 году.


Гоар Давтян,
бизнес-тренер,
преподаватель в программах МВА МГУУ и ВШЭ,
мотивационный спикер

Качество жизни – это умение свои ошибки превратить в драгоценный урок мудрости; умение простить и не копить обиды. Качество жизни – это умение радоваться, ценить то что имеешь, жить настоящим, видеть положительное во всем. Помню себя в 90-х, когда были сложные времена экономической блокады в Армении. Я работала врачом и получала 20$, ужасно страдала, что не было возможностей кормить мясом детей хотя бы три раза в неделю. Но при этом не замечала, чем кормлю – пациенты мне носили экологически чистые фрукты и овощи из своего хозяйства, а дважды в неделю я покупала свежую рыбу из Севана – без консервантов. Теперь можно только мечтать о такой еде, а я ведь страдала и не ценила.
Качество жизни измеряется количеством внутреннего света, любви и желанием этим поделиться.

Оксана Бондаренко,
советник руководителя департамента транспорта г. Москвы, 
куратор проекта «Привет, Москва!»

Хорошие комплексные определения качества жизни зачастую сводятся исключительно к объективным механикам измерения этого понятия, но без учета такого фактора как субъективное восприятие. Если точнее, объективные механики исследования – это, например, индекс человеческого развития ООН или индекс так называемой лучшей жизни (Better life index). Эти исследования используют серию факторов для определения индекса качества жизни, которые во многом перекликаются с пирамидой Маслоу – здоровье, безопасность, семейная и общественная жизни, политическая стабильность, материальное благополучие, климат и география, гарантия работы, гендерное равенство, политическая свобода. Что касается исследований, связанных с субъективным восприятием качества жизни, обычно их проводят социологи с помощью глубинных социальных опросов, где ключевым показателем становится личная удовлетворенность человека своей жизнью. Это намного более интересный и сложный фактор, поскольку часто он никак не связан с материальными благами или объективно измеряемыми показателями. Здесь важно гармоничное переплетение духовных, социальных и культурных ценностей. И в создании этого позитива под названием «счастье в обществе» существенная роль отводится нам – культурологам, урбанистам, социологам.

Возврат к списку