Регистрация / Вход

Ladyрующая позиция

02.09.2019 Ladyрующая позиция Хорошо там, где нас нет. Это спорное утверждение вполне применимо и к женскому бизнесу, который прилично оброс мифами и легендами – особенно стараниями тех, кто никогда не выезжал за пределы родной страны. Меж тем в реальности проблемы у предпринимательниц во всем мире зачастую схожие, правда, решают они их, как правило, по-разному. Чему стоит нам поучиться у иностранных бизнес-леди, а чему им – у нас? Что мешает женщинам в других странах и России развивать женское предпринимательство? И зачем в принципе его развивать? Эти и другие вопросы «ПРБ» задал Веронике Пешковой, послу доброй воли Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO), глобальной платформы, объединяющей 170 стран во имя всеобъемлющего устойчивого промышленного развития.


Все чаще слышу, что любое разделение по гендерному признаку, будь то женское предпринимательство или женское лидерство, – едва ли не раздражающий фактор. Вам приходится объяснять, что тема отнюдь не надуманная?

Достаточно часто вопрос: «Почему женское, а не мужское предпринимательство?» слышится именно от мужской аудитории. Отвечая на него, я бы хотела сконцентрироваться на экономической составляющей, потому что сейчас уже есть ощутимые сдвиги в структуре предпринимательского сообщества и вопросе развития малого и среднего бизнеса с участием женщин. Думаю, стоит внести ясность. Женское предпринимательство подразумевает, что женщина в бизнесе владеет мажоритарной долей, женское лидерство – занимает руководящую должность. По данным Всемирного банка, перспектива развития и женского предпринимательства, и женского лидерства есть в любом регионе мира. Так что если мы не будем ускорять развитие определенного сегмента, долю которого хотим повысить в общей структуре, наивно ожидать, что этот сегмент вырастет быстрее, чем совокупность в среднем.
Зачем же мы ставим перед собой задачу повысить долю женского предпринимательства и женского лидерства? Можно, конечно, говорить, что женщин в мировом населении большинство, поэтому, по крайней мере, половина бизнеса должна принадлежать им. Но если убрать гендерный фактор и говорить языком цифр, получается более чем убедительная картинка. Дело в том, что полное вовлечение женщин в экономику, то есть, полное равное участие женщин и мужчин, позволит мировому валовому внутреннему продукту в срок до 2025 года прибавить $28 трлн. Это плюс одна экономика Китая и еще одна экономика США. Так что вопрос, зачем это нужно мировой экономике, автоматически снимается. Есть и международные исследования, показывающие, насколько может прирасти ВВП отдельных стран при условии полного вовлечения женщин в бизнес. Показатели эти варьируются от 15% до 49%. Если мы достигнем доли участия женщин в экономике на уровне лидирующей страны – Норвегии, то российский ВВП прибавит 4%, что позволит нам догнать экономику Германии.

Говорить об экономике, не касаясь общечеловеческих ценностей, вряд ли получится. Многие барьеры зачастую базируются именно на ментальных аспектах, в том числе на том, как мы в принципе воспринимаем роль женщины. Мешает ли это в развитии женского бизнеса?
Что препятствует женщинам в создании собственного бизнеса? То же, что и мужчинам – отсутствие денег. Это абсолютно одинаковый барьер, не имеющий гендерной окраски. А вот второй основной сдерживающий фактор уже отличается. Мужчины говорят, что для них главная преграда к старту собственного бизнеса – страх неудачи с точки зрения репутации, а женщины – нехватка необходимых знаний и навыков. То есть мужчина может сначала заложить квартиру, а потом просчитать бизнес-модель, а женщина может семь лет обдумывать свою бизнес-идею и только потом когда-нибудь ее реализовать. Дополнительно для женщин очень важен такой фактор, как поддержка близких. Хотя, когда мы разбираем истоки успеха российских бизнес-леди, выясняется, что многие из них действовали не благодаря, а вопреки. Еще есть интернациональные феномены – «стеклянный потолок» и «липкий пол». Не только в России женщин меньше назначают на топовые должности. Точно так же мужчины о всем мире подают заявку на более высокооплачиваемую вакансию в том случае, если они хотя бы на 60% соответствуют тем требованиям, которые есть в объявлении. Женщина же подаст заявку, только если она соответствует абсолютно всему, что написано в объявлении. Я имела возможность побеседовать на эту тему с девушками из разных уголков Земли: от Канады до Новой Гвинеи.

Но, по сути, это и преимущество, и недостаток. Если женщина себя критично оценивает, что в этом плохого?

Чаще всего женщина себя недооценивает. Есть международные форматы, которые помогают женскому бизнесу во взаимодействии с крупным бизнесом. И в нашей стране этот вопрос тоже учитывается. Есть федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства, одна из ее программ – реализация положения 209-го ФЗ о том, что крупный бизнес в закупках должен учитывать процент малого бизнеса. В результате действия этой программы в прошлом году объем поставок женских предприятий крупнейшим заказчикам составил $6 млрд. Поэтому чем больше будет подобных цепочек, тем будет лучше. Что касается оценки или недооценки женщинами себя и собственного бизнеса, важно просто помнить: даже если вы примете участие в тендере, то самый плохой исход – вас не выберут. А ведь могут и выбрать! И тогда для вас откроются новые горизонты. То же самое происходит с экспортной тематикой – всего 5% российских женщин-предпринимателей являются экспортерами. Согласитесь, что это гигантский объем для возможного роста. Но если вы спросите наших предпринимательниц об их стратегиях и перспективах, очень многие ответят: «Я буду развиваться в своем городе». Иногда мы слышим другой ответ: «В качестве мечты я выйду в соседние регионы». Это уже полет из разряда несбыточных мечтаний. Мой опыт работы с иностранным бизнес-леди говорит о том, что нам имеет смысл перенять опыт американских предпринимательниц, когда еще на стадии стартапа женщина уже думает о том, как ее компания станет международной. Сегодня, в эпоху четвертой промышленной революции, когда у нас есть возможность вести бизнес через интернет, реально совмещать ведение бизнеса и выполнение семейных обязанностей, при этом физически находиться в Кемеровской области, а клиентов иметь в Новой Зеландии.

Получается, это история про менталитет. Как можно его перековать? Поколение должно смениться?

Я убеждена, что как раз вот тут вопросы популяризации женского предпринимательства и лидерства должны сыграть очень важную роль. Как большинство из нас преодолевает любые страхи? На примерах других. Поэтому так важны те же публикации историй успеха и создание network-сообщества, когда более опытные предпринимательницы активно делятся своими наработками.
Но и здесь, согласитесь, есть влияние человеческого фактора? Я вела цикл публичных интервью с женщинами-мотиваторами, но когда собирала обратную связь, все были в восхищении и при этом говорили, что я так не смогу...
Здесь проблема в том, что когда вы просто слушаете по радио о чем-то очень большом, это зажигает, но дает лишь эффект «это возможно». Но ощущение «я смогу» возникает тогда, когда что-то сделали реальные, земные девушки в ближайшем окружении. То есть, когда мы читаем о великолепной карьере Валентины Матвиенко, мы все ей восхищаемся. Но большинство из нас говорит: «Я так не смогу». А вот стать начальником отдела, если твоя подруга тоже им стала, это уже вполне реально. Поэтому на каждом уроне должна быть такая «подруга» – только тогда эффект постановки целей сработает. По своему опыту знаю, что, прежде чем у тебя что-то получится, сначала заяви самой себе и окружающим, что ты этого хочешь. На каждом этапе жизни важно сформировать такой круг общения, в котором будут те, на кого ты равняешься, кто немного выше, чем ты, и кто сможет тебе помочь. В том числе и личным примером.

Для многих тормозящий фактор – это семья и дети. Знаю, что некоторые женщины не хотят зарабатывать больше мужа, объясняя это тем, что иначе он станет просто не нужен.
Не забываем, что эпоха четвертой промышленной революции коснулась и домашнего хозяйства. Как вели хозяйство наши мамы? Вспомним рассказ Драгунского «Куриный бульон». Что такое было раньше - приготовить куриный бульон? Куриную тушку смолили, потрошили и так далее. Сейчас мы ничего этого не делаем. А что для наших мам означало «я стираю»? Занятие на целый день. Сейчас мы ничем подобным не занимаемся. Точно такой же эффект происходит и с рабочим процессом. А всем, кто боится соперничества с мужем, хочется задать вопрос: а как насчет позиции «Муж – лучший друг»? Ведь какая разница, кто принес в дом большего мамонта? В наше время, мне кажется, куда важнее дружеское, интеллектуальное и взаимоприятное общение.

Стереотип о том, что успешные женщины всегда одиноки, что вы об это думаете?

Стереотип. Точнее и не скажешь. Есть очень много успешных женщин, кто счастлив в семье с детьми, а все эти мифы чаще всего рождается на уровне среднего или начального звена.

Чему могли бы женщины из разных стран поучится у нас в плане ведения бизнеса, а чему мы – у них?

Вы, возможно, удивитесь, но многие женщины смотрят на нас как на ролевую модель. Те вещи, которые нам, рожденным в Советском Союзе, кажутся абсолютно органичными, девушки-иностранки воспринимают совершенно по-другому. Например, Япония с удовольствием изучает российский опыт вовлечения женщин в экономику, ведь по числу женщин-руководителей Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире – 41% от руководителей старшего звена.
Что касается полезного для нас из зарубежного опыта, я бы хотела сделать акцент на женском предпринимательстве в арабских странах, уровень которого мы зачастую недооцениваем. Одним из моих первых проектов вместе с UNIDO стал проект по развитию контактов женщин-предпринимателей России, Европы и арабских стран. Меня вдохновили примеры арабских женщин, строящих международные корпорации, например, в сфере логистики. В UNIDO в арабском регионе есть программа акселерации женских проектов, которая также была успешно тиражирована в Китай. Я надеюсь, что мы дойдем до того, что будем более плотно сотрудничать и на нашей российской почве.

Беседовала
Мария Егорова

Возврат к списку