Регистрация / Вход

Естественный набор

27.12.2019 Естественный набор Дмитрий Чернейко,
председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга


Выйти из сумрака – вот стратегическая задача рынка трудовой миграции, львиная доля которого в России не первый год находится в тени. Какие же перемены в системе должны произойти, чтобы оргнабор стал естественным процессом? Кнут или пряник в данном случае действеннее?

Однобокие решения, например, только экономические или только силовые, никогда не работают – необходима система. Логика ведения бизнеса показывает, что прежде всего должен быть создан «зеленый коридор». Вспомните, когда-то мы все, проходя границу Российской Федерации, заполняли декларацию в двух экземплярах. Сейчас этого делать не нужно, если вы не превышаете определенные лимиты. По большому счету мы вообще не замечаем прохождение таможенной границы. При это прекрасно понимая, что наказание за нарушение предусмотрено достаточно существенное. Поэтому нам не выгодно нарушать – соблюдать закон гораздо комфортнее и понятнее.

Здесь ровно такая же картина. Чтобы сделать легальную трудовую миграцию выгодной для всех участников рынка, предстоит огромная работа. Правительство России в этом направлении двигается четко, мы, в частности, видим, что появилось много решений по поводу самозанятых. Если мы придем к тому, что изменится величина взносов в Пенсионный фонд и в иные социальные фонды, уравняются ставки налогообложения доходов физических лиц для иностранных граждан и граждан РФ, тогда будут созданы все предпосылки для легализации рынка труда, а любые теневые схемы уйдут.

Есть и еще один очень серьезный момент – это так называемая «уберизация» рынка труда, переход его на информационные технологии, на «цифру». Если все процессы максимально автоматизировать: создать «электронную карту мигранта», платежи, регистрацию, уплату налогов проводить исключительно в электронном виде, легализация рынка пойдет гораздо быстрее. При сегодняшних информационных возможностях ФНС и органов внутренних дел, поверьте, понять кто где работает, сколько получает, где живет, куда и какие деньги переводит, достаточно просто. В совокупности с принятием некоторых налоговых и прочих решений, которые стимулируют выход из тени, мы получим совершенно другой рынок труда, в том числе для мигрантов. Причем, я думаю, этот переход может произойти неожиданно быстро – в течение 2–3 лет.

Также должны в обязательном порядке  появиться цивилизованные посредники на рынке труда, так называемые частные агентства занятости, которые будут официально заниматься трудоустройством как наших граждан, так и иностранных. Таким образом у сегодняшних теневых игроков появится альтернатива: либо легализоваться, либо исчезнуть.

От чего зависит успех региона в вопросах организации трудовой миграции?
С одной стороны, в крупных регионах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, куда устремляется большой объем инвестиций, есть все предпосылки для легализации трудовых отношений. Но есть и такие регионы, где экономика растет не столь бурно, но она настолько компактна, поэтому все как на ладони – цивилизованно и прозрачно. Скрыться невозможно.
Если говорить, например, о Санкт-Петербурге, то, мне кажется, что учитывая масштабы города и масштабы трудовой миграции, уровень легализации трудовых отношений гораздо выше, чем в других крупных регионах. Те же формы по привлечению цивилизованного бизнеса в организацию труда мигрантов (я имею в виду, например, Единый миграционный центр) появились у нас гораздо раньше и потом просто копировались остальными субъектами.

Возврат к списку