Регистрация / Вход

Бизнесменам надо учиться

06.06.2018 Бизнесменам надо учиться Бизнесменам надо учиться

Неуверенность предпринимателей в завтрашнем дне и невысокий уровень финансовой грамотности тормозят развитие сегмента МСП: объемы кредитования по итогам 2017 года растут, но темпы роста недостаточны. Сохранение такой ситуации потенциально опасно, так как согласно Стратегии 2030 вклад МСП в ВВП должен вырасти с 20% до 40%. Одним из инструментов достижения этой цели может выступить франчайзинг. О возможностях, которые предоставляет этот способ развития бизнеса, корреспонденту «Путеводителя российского бизнеса» рассказала генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Гузелия, что показывают исследования НАФИ, какова ситуация с привлечением финансирования на развитие бизнеса в стране?
– По данным НАФИ, сегодня 39% российских предпринимателей оценивают финансовое положение своего бизнеса как «хорошее» или «очень хорошее»: доля представителей бизнеса, придерживающихся этой точки зрения, практически не изменилась с октября 2016 года. 41% опрошенных считают финансовую ситуацию компании «средней», и только 15% дают негативные оценки.
Прогнозы предпринимателей на 2018 год стали несколько пессимистичнее, чем на 2017-й: на 5 п.п. до 38% сократилась доля представителей компаний, которые в перспективе ожидают улучшения финансового положения. 27% полагают, что финансовое положение компании не изменится, 13% ожидают ухудшения положения (показатели не изменились с марта 2017 г.).
Наибольшая доля предпринимателей, дающих оптимистичные прогнозы – среди представителей малого бизнеса (46%). Представители микропредприятий чаще прогнозируют ухудшение финансового положения (16%).
Впервые с 2013 года в 2017 году наблюдался рост объема выданных МСП кредитов – на 15,4%. Однако портфель задолженности МСП в силу низкой срочности выдач в предшествующие годы продолжил сокращаться (-6,7 п.п. за год). На этом фоне доля кредитов МСП в общем рыночном кредитном портфеле также снизилась – на 1.4 п.п. до 10,1% (в 2011 году она составляла 18,3%).
На высоком уровне (14,9%) продолжает оставаться доля просроченной задолженности. Также внушает опасения устойчивый тренд на повышение концентрации рынка – доля банков из числа 30 крупнейших в общем портфеле кредитов МСП выросла за 2017 год сразу на 7,5 п.п. (с 59,4% до 66,9%).
По данным НАФИ, 62% бизнесменов за последний год не обращались за внешним финансированием (рост на 10 п.п. по сравнению с данными за март 2017 г.). Нежелание бизнеса привлекать внешнее финансирование не дает возможности развиваться как с точки зрения качественных показателей (повышение рентабельности бизнеса, добавленной стоимости), так и с точки зрения количественных (открытие новых бизнесов).

 С чем связано нежелание бизнеса привлекать сторонние финансы? Боязнь высоких процентов, неверие в банковскую систему, недостаточная финансовая грамотность?
– Прежде всего, нежелание кредитоваться объясняется низким уровнем финансовой грамотности. По результатам исследования, проведенного по заказу Банка России Аналитическим центром НАФИ совместно с Торгово-промышленной палатой, Опорой России и Российским микрофинансовым центром, 21% предпринимателей демонстрируют низкий уровень финансовой грамотности. Основные проблемы связаны с незнанием и непониманием сути банковских продуктов для бизнеса, таких как лизинг, факторинг, банковские гарантии, кредит. Поэтому лизингом пользуется 11% опрошенных бизнесменов, факторингом лишь 5%, банковскими гарантиями – 9%, а кредиты привлекает каждый третий бизнесмен (29%).
Важно отметить, что наряду с проблемой «узкого» горизонта планирования существует проблема «ручного» учета финансовых потоков: 24% МСП отслеживают доходы и расходы в письменном виде. А это ведет к появлению кассовых разрывов, с которыми за последний год сталкивался каждый третий предприниматель (37%).
Таким образом, говорить о потенциале увеличения доли МСП в ВВП страны вряд ли приходится: предприниматели не ориентированы на развитие и расширение бизнеса, финансово неграмотны, а уверенность в развитии своего бизнеса невысокая.

 Какой выход вы видите, что в сложившейся ситуации может выступить драйвером роста сегмента МСП, чтобы цели, поставленные в Стратегии 2030, были достигнуты?
– Одним из инструментов роста сегмента МСП может стать масштабирование и тиражирование франчайзинговых схем ведения бизнеса. У франчайзинга в России есть большой нереализованный потенциал.
Во-первых, ведение бизнеса по франчайзинговой схеме помогает снять психологические барьеры, препятствующие старту нового бизнеса или развитию существующего. Франчайзинг дает готовую модель и готовый бизнес-план, предприниматели могут лучше прогнозировать.
Во-вторых, франчайзинг актуален как раз для предпринимателей с невысоким уровнем финансовой грамотности, поскольку он предлагает готовые стандарты работы и обучающие программы. Это особенно актуально для женщин-предпринимателей, т.к. их уровень финансовой грамотности в среднем ниже, чем у мужчин.
В-третьих, развитие франчайзинга в России имеет большой потенциал. Только 2% предпринимателей ведут свой бизнес по франшизе, в то время как в США и Европе их доля составляет около 40%. При этом купить или организовать франшизу потенциально готовы 17% российских бизнесменов.

И какие проблемы более широкого использования этой схемы можно назвать?
– Прежде всего, это незнание сути франчайзинга. Лишь половина опрошенных предпринимателей (45%) осведомлены о том, что это такое. На первый взгляд цифра внушительная, но с другой стороны если попросить предпринимателя расшифровать, что такое франчайзинг, то можно столкнуться с неверной трактовкой.
Вторая проблема касается предубеждения, что ведение бизнеса по франчайзинговой схеме невыгодно. У действующих бизнесменов часто нет понимания, как организовать свой бизнес по франшизе. Поэтому есть запрос на конкретные бизнес-кейсы с расчетами сумм вложений, годового оборота и прибыли. Очень важно доступно объяснить, как можно купить бизнес по франшизе.
Мы обнаружили еще одно заблуждение относительно франшизы, которое есть в предпринимательской среде. 29% предпринимателей считают, что покупка франшизы – это дорого Этот миф легко развеивается примерами, которые приводит Forbes. Согласно его информации. одна из самых успешных российских франшиз в области туризма «Слетать.ру» требует первоначальный взнос лишь 200 тыс. руб. А стоимость запуска такой франшизы, как «Стардогс», начинается со 100 тыс.руб.
Подводя итог разговору о ситуации с востребованностью франшизы в России, стоит сказать, что сегодня у нас сложились все необходимые условия для реализации потенциала франчайзинга, и благодаря этому есть хороший шанс для развития отечественного малого и среднего бизнеса. Будет ли реализован данный потенциал, во многом зависит от нивелирования названных стоп-факторов. Дополнительным драйвером развития франчайзинга также может выступить создание специальных кредитных продуктов и специальных программ государственной поддержки для такой категории предпринимателей.

Текст Елена Пустыгина

Возврат к списку