Регистрация / Вход

О мерах по улучшению качества профессионального образования

16.04.2021 О мерах по улучшению качества профессионального образования
Меры по улучшению качества профессионального образования в Российской Федерации обсуждались 16 апреля 2021 года на Парламентских слушаниях, организованных Комитетом Государственной Думы по образованию и науке.

Выступая как от лица ТПП РФ - крупнейшей ассоциации работодателей, так и от лица организации дополнительного профессионального образования, Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей, заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Анна Палагина подняла ряд важных для системы образования вопросов.

Внешние системы экспертной оценки качества образования стали важной функцией системы ТПП РФ.

Национальная Система квалификаций заложила фундамент для развития системы опережающего обучения в условиях динамично развивающегося рынка труда, постоянно возрастающих требований к квалификации и профессиональному обучению. Работодатель предложил индикаторы соответствия системы качества профессионального образования современным требованиям рынка труда – это профессиональные стандарты, которые содержат требования к квалификации работников и являются основой для разработки образовательных программ. Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию выступил с инициативой разработки профессионального стандарта «Специалист по корпоративному активному обучению (бизнес-тренер). Разработка профстандарта ведется под эгидой Совета по профессиональным квалификациям ТПП России рабочей группой, куда вошли представители профессии с большим опытом работы и высокой репутацией в профессиональном сообществе. Актуальность разработки профстандарта обусловлена тем, что в настоящее время мы наблюдаем высокую потребность в краткосрочных экспресс-программах, дающих здесь и сейчас важнейшие базовые сквозные компетенции, нехватку которых констатируют кадровые службы российских работодателей. В этой нише работают разработчики и преподаватели принципиально новых образовательных продуктов – бизнес-тренеры. Многие из них не обладают должными компетенциями, в области краткосрочного бизнес-обучения, не владеют профессиональными компетенциями. Даже не будем упоминать откровенное мошенничество и троянское образование. Помимо прочих факторов это происходит, в том числе, из-за отсутствия единого стандарта.

В настоящее время в России одним из новых направлений независимой оценки качества самих образовательных продуктов является процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Одним из крупных объединений предпринимателей, выступающих в качестве независимого общественного аккредитационного органа по аккредитации образовательных программ, является система ТПП РФ. В настоящее время около 30 региональных ТПП имеют статус аккредитующих организаций. Проведение аккредитации требует детального и профессионального подхода, и поскольку система торгово-промышленных палат является профессиональным экспертным сообществом, то именно к ней и обращаются образовательные организации. Аккредитация также представляет собой инструмент взаимодействия рынка труда и системы образования, подтверждающий соответствие образовательной программы актуальным запросам работодателей.

Содержание профессионального образования существенно подстраховывается со стороны организаций дополнительного профессионального образования, которые помимо основной функции решают несколько современных проблем: проблему «затяжного» высшего образования без практикоориентированности, проблему дисбаланса между имеющимся количеством и качеством подготавливаемых специалистов и структурой спроса, предъявляемого работодателями, проблему несоответствия программ СПО региональным задачам, демографическую проблему, связанную с появлением впервые в истории Человечества и нашей страны в том числе, так называемого «третьего возраста» и с увеличением пенсионного возраста. Система ТПП РФ и наш институт разрабатывают свои стратегии, опираясь на приоритеты национальных планов. Работая в рамках Национального проекта «Демография» с Центром занятости населения города Москвы по профессиональному обучению граждан 50+ и женщин, имеющих малолетних детей и проводя анкетирование участников, мы обнаружили, что более 60% участников проявляют интерес к продолжению обучения, в том числе в сфере создания собственного дела и ведения предпринимательской деятельности. Особенно это касается категории «молодые мамы». Нередко именно находясь в декрете, женщины пробуют начать собственный бизнес, зачастую становясь инициаторами создания семейных компаний - устойчивых и полезных для экономики, или начинают реализовывать социально-значимые проекты, предлагая обществу социальные инновации. При этом у нас есть хороший опыт в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Министерством экономического развития выработан механизм для реализации обучения действующих и потенциальных предпринимателей. Для этого разработан перечень рекомендованных обучающих программ и их правообладателей. ТПП РФ и ее Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию и предлагает синхронизировать национальные проекты «МСП» и «Демография» с возможности кореляции их ключевых показателей. Это послужит объединением индивидуальной профессиональной образовательной траекторий для аудитории обоих нацпроектов.

Уже много сделано в сфере развития механизмов профессионального роста выпускников. Работа с молодыми специалистами и их сообществами сейчас разворачивается при активном участии Общественной Палаты РФ. Асcоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования МАКО совместно с ОПРФ выступила с инициативой создания Открытого университета с участием бизнес-объединений. В марте 2021 года состоялось первое заседание Координационного Совета по развитию сообществ молодых специалистов ОП. Впервые в этом году состоится Национальная премия «Молодой специалист года», в ходе которой также могут быть решены совместные с бизнесом и территориями задачи. К другому проекту - программе Минобрнауки России "Стартап как диплом", присоединились 25 субъектов РФ. Программа направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Депутаты предлагают ее дополнить финансовой поддержкой в виде грантов Правительства РФ от 300 до 500 тысяч рублей победителям программы на развитие своего бизнес-проекта в регионе. И здесь опять речь идет о межведомственном взаимодействии и синхронизации национальных проектов. Необходимо повышать интерес молодёжи к предпринимательской деятельности. В такую профессию, как предпринимательство, надо заходить еще со школы и уже в ВУЗе заниматься проектной работой во взаимодействии при менторстве и наставничестве действующего бизнеса. Однако практика ведения занятий по правовой и финансовой грамотности в школах и вузах выявила такие прикладные проблемы, как дополнительная нагрузка на преподавателей и отсутствие у них необходимых компетенций для преподавания данных дисциплин. Для нас представляется целесообразным внедрить в учебный план школьного урока «Обществознание» в раздел «Предпринимательство» кейс-технологий, создать сопроводительные методические материалы для педагогов, включить оответствующие контрольные вопросы и задания в предмет «Обществознание» Всероссийской Олимпиады школьников, других олимпиад школьников. Кроме того мы считаем необходимым принятие федеральной программы приоритетного развития нестоличных университетских городов. Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию в настоящее время рассматривает эту инициативу. Мы готовы принять участие в разработке такой программы, включая статус, финансирование, инструменты муниципально-частного партнерства и мер государственной поддержки.

Возврат к списку