Правительство рассчитывает переподготовить с 2025 по 2030 гг.
1,5 млн квалифицированных специалистов для восполнения кадрового дефицита в приоритетных отраслях экономики.
Задача по созданию системы профпереобучения и повышения
квалификации кадров будет реализована в рамках федпроекта «Активные меры
содействия занятости». Он станет частью нового нацпроекта «Кадры».
Отвечать за достижение результата будет Минтруд.
По мнению заместителя председателя Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, д.э.н., почетного работника сферы образования РФ, ректора Международного института менеджмента объединений предпринимателей д.э.н. Анны Палагиной, ТПП РФ и палаты регионов активно участвуют в реализации национальных проектов, связанных с образованием, занятостью, производительностью труда, предпринимательством как в части подготовки предложений и экспертного сопровождения исполнения проектов, так и проведения конкретных мероприятий, и прежде всего образовательных. Только на специальных программах корпоративного института ТПП РФ МИМОП за эти годы прошли обучение тысячи участников проекта «Демография», впоследствии почти все трудоустроенные в членские организации системы ТПП.
Но если совсем недавно решались задачи снижения безработицы, подготовки к самостоятельной работе, в том числе через создание собственного бизнеса, то сегодня у изменений другие вызовы. Высокий спрос на специалистов сформировал рынок труда соискателя. Главное негативное последствие происходящих изменений – растущий дефицит работников, особенно высококвалифицированных, привел к тому, что уже стал фактором, тормозящим рост российской экономики. По оценкам Минэкономразвития, среднегодовая кадровая потребность к 2030 году составит 73,6 млн. человек. При этом численность работников, которых уже не хватает экономике страны, - порядка 4,8 млн человек. Ожидается, что до 90% дефицита кадров придется на работников средней квалификации, например токарей или фрезеровщиков, а также высокой - программистов, инженеров, управленцев и т. д. Очевидно, что подходы, которыми годами решался вопрос нехватки персонала преимущественно низкой квалификации в ряде отраслей - за счет притока мигрантов, уже не пригодятся. Для решения проблемы дефицита кадров должен быть реализован комплексный подход, охватывающий сферы формирования, распределения, движения и использования различных групп рабочей силы.
Особое место должно занять переобучение и повышение квалификации. Отрадно отметить, что в последний год работодатель становится важнейшим участником нацпроектов, связанных с подготовкой кадров. Есть уверенность, что эта важная особенность сохранится в обновленных форматах новых проектах «Кадры» и «Активные меры содействия занятости»
Предполагается более широкое использование различных форм дополнительного профессионального образования (ДПО) – переподготовки, повышения квалификации, в т.ч. на льготных условиях как для действующих и потенциальных работников, так и для компаний, и с широким участием работодателей.
Важной особенностью такого объединения работодателей, как система ТПП, является не только собственная экспертиза, наличие многолетних практик работы с молодежью по ранней профориентации, внедрения лучших примеров наставничества, специальных проектов стажировок и т.д., но и наличие собственных лицензируемых по Закону «Об образовании» полноценных образовательных организаций. МИМОП и учебные центры имеют собственную линейку актуальных учебных программ, которые позволяют оперативно подготовить специалистов для предприятий, которые нуждаются в новых кадрах. В том числе для такой перспективной отрасли, как туризм и индустрия гостеприимства.
Столь необходимая для оперативного решения проблемы дефицита кадров связка трех базовых звеньев выпускник (работник)/образовательное учреждение/работодатель уже внедрена и работает. Такой «союз» важен еще и потому, что по-прежнему выпускники при выборе места получения будущей профессии руководствуются не реальной ситуацией на рынке труда, а личными интересами и предпочтениями. Так, по результатам опроса ВЦИОМ, который состоялся во II квартале 2024 года, о том, как распределяются приоритеты россиян при выборе профессии, самая большая группа ответивших – 27% ориентируются на личные увлечения, а еще 22% - на стечение обстоятельств (то есть просто «так сложилось»).
Отрадно, что коллеги из системы ТПП, напротив, не полагаются в данном вопросе на случай.
Например, в Сахалинской ТПП реализуется проект «Вселенная возможностей», в котором старшеклассники знакомятся с профессиями и затем уже делают осознанный выбор. На четырех платформах - медицинской, строительной, предпринимательской и образовательной работает программа наставничества. Наставниками выступают руководители крупных компаний и успешные предприниматели – члены палаты. Взаимодействие наставников и школьников помогает им не только лучше понять выбранную профессию, но и получить ценную практическую помощь в развитии своих профессиональных навыков.
При содействии ТПП Камчатки в проект «Профессионалитет» включились такие крупные индустриальные партнеры, как АО «Быстринская горная компания». Ее специалисты обеспечивают практическую часть подготовки ребят из Камчатского политехникума у себя на предприятии с последующим трудоустройством, которое реально происходит уже на выпускных курсах.
Команда Орловской ТПП, развивая промышленный туризм, также решает в первую очередь вопросы стартового знакомства школьников с предприятиями регионов, а затем уже подбора им наставников и последующей профориентации на работу именно на этих предприятиях.
Расширяются практики стажировок. Механизм эффективный, но основные организационные проблемы никуда не делись: отсутствие достаточного количества мест, предоставляемых предприятиями для студентов, и безвозмездный характер стажировки, при этом студенты работают, но их труд не оплачивается даже минимально. Бытует мнение, что работодателям выгодно иметь в кадровом резерве стажеров. Это бесплатная или недорогая рабочая сила взамен на передаваемый опыт, возможность оценить стажирующихся в качестве будущих специалистов. Но в стране идет полноценное возрождение системы наставничества. И идет оно в иных, нежели раньше, рыночных условиях. Поэтому также, как оперативно после Госсовета по наставничеству и поручений Президента был решен вопрос оплаты труда наставников на предприятиях, вопрос оплаты труда стажеров также требует решения на законодательном уровне.
Развитие системы своевременной профориентации, наставничества, постоянной профпереподготовки с участием бизнеса, работодателей, их образовательных специализированных организаций будет способствовать и адаптации корпоративной культуры внутри предприятий к смене поколений. Поколение, которое сегодня выходит на рынок труда, руководствуется иными ценностями. Молодые хотят баланса личной и профессиональной жизни, гибких, даже комфортных условий работы, карьерного роста, самостоятельности. Работодателю важно адаптироваться к ожиданиям целевой аудитории и идти в ногу со временем. И эти вопросы также находятся в фокусе специализированных образовательных программ, которые есть в «учебном портфеле» системы ТПП.
Уверены, что компетенции специалистов ТПП России будут востребованы при реализации национальных проектов и дальше.
Присоединяйтесь к качественным образовательным программам МИМОП!
Подписаться: https://t.me/MIMOP_tpp
Пресс-секретарь МИМОП Л. Хадиева