Регистрация / Вход

Пойми меня правильно

02.07.2020  Пойми меня правильно Татьяна Бауэр,
эксперт по разработке и внедрению мер господдержки для МСБ

В современных реалиях взаимоотношения общества и органов государственной и муниципальной власти приобретают все более и более активный характер. Российские и зарубежные политологи и социологи отмечают повышение интереса граждан и бизнеса к участию в принятии общественно значимых решений, потребность быть сопричастными к тем изменениям, которые происходят в окружающем их мире, включая государственную политику. Однако способы такого участия в жизни государственной «машины» зачастую не видны в достаточной степени. Отсюда и множество «мифов» о GR (Government Relations – взаимодействие с органами государственной власти). Самое время развенчать основные из них.

Миф 1:
GR – инструмент для избранных
В российской и иностранной литературе и даже некоторых нормативных актах зарубежных стран под термином Government Relations подразумевается деятельность представителей корпораций по выстраиванию взаимоотношений с органами государственной власти, при этом в большинстве случаев имеются в виду широкоформатные компании, влияющие на продвижение законодательных инициатив в высших органах власти. Таким образом, в такую деятельность попадают взаимоотношения только узкого круга крупного бизнеса и высших сфер власти.
Однако для России такое определение термина не совсем согласуется со сложившейся и продолжающей свое формирование практикой. Выстраивание отношений с органами власти равно необходимо и менее масштабному бизнесу. Федеративное устройство государства и относительная самостоятельность муниципалитетов в принятии решений, касающихся регулирования бизнеса на своем уровне, а также создание большого числа окологосударственных институтов, общественных объединений, инфраструктуры, взаимодействующих с бизнесом и представляющих его обобщенные интересы, способствуют формированию связей бизнес – государство, бизнес – общественные объединения – государство, бизнес – инфраструктура – государство. В таком формате даже сравнительно небольшие компании начинают приобретать возможности участия в процессе принятия органами государственной и муниципальной власти решений, влияющих на их деятельность, появляется понимание работы властного механизма, что способствует прогнозированию рисков изменения регулирования, происходит постепенное введение в штат компаний GR-специалистов.
Таким образом, происходит коммуникация органов власти всех уровней с бизнесом различного масштаба.

Миф 2:

GR – это всегда коррупция
Сначала несколько слов о том, какие именно действия сотрудников компании составляют деятельность по GR. Это законодательный мониторинг и анализ риска изменения регулирования, выстраивание отношений с профильными органами власти и общественными объединениями, налаживание корпоративных связей, формирование позиции компании относительно законодательных и иных инициатив власти, выбор формата и способа ее доведения до лиц, принимающих властные решения, и др. Также в рамках GR может осуществляться деятельность по подбору мер государственной поддержки, участия в государственных закупках, частно-государственному партнерству.
При этом функционал GR-специалиста не связан с лоббизмом интересов компании в органах власти. Под лоббизмом практически все российские и зарубежные авторы исследований по GR понимают одну из технологий влияния корпораций на органы власти с использованием коррупционной составляющей. Это связано прежде всего с тем, что в современных реалиях появилась возможность донесения качественно сформированной позиции бизнеса до власти официальным путем, в том числе путем придания своим инициативам общественной огласки.
Легальная GR-культура формируется в России на протяжении последних 20 лет. С одной стороны, повышается прозрачность работы правительства, министерств и ведомств. Созданы Общественные советы при министерствах, Открытое правительство, дискуссионные площадки форумов и иных мероприятий, внедрена общедоступная процедура оценки регулирующего воздействия вновь принимаемых нормативных актов. С другой, повышается гражданская активность и формируются официальные общественные объединения, представляющие интересы определенных групп бизнеса и граждан, снижается лояльность общества к коррупции.
Кроме того, часть процессов, выполняемых органами власти в пользу граждан или организаций, получают регламентацию на законодательном уровне, внедряются государственные стандарты для всех органов власти, часть государственных услуг переведены в онлайн.
Немаловажным фактором, влияющим на процессы сближения сторон, становится потребность органов власти в экспертизе своих решений со стороны профессиональных сообществ, экспертов, научных деятелей, что позволяет перевести коррупционную (материальную) выгоду от принятых властных решений в выгоду карьерную, статусную, информационную. Все это позволяет снять с GR-специалистов клеймо коррупционеров.

Миф 3:
любой специалист может выполнять функционал по GR
Учитывая тот факт, что роль государства в стратегическом планировании и развитии всех отраслей экономики и социальной жизни общества в последние годы значительно возросла, а нормативное регулирование усложнилось, составить в короткий срок компетентное мнение о проблеме для представителя органов власти стало возможным во многом только за счет ознакомления с экспертными мнениями. Эволюционные изменения в общественно-государственной сфере неизбежно ведут к перемене внутри компаний и общественных объединений лиц, ответственных за формирование позиций по вопросам, входящим в компетенцию органов власти. Руководитель организации даже в небольшом бизнесе уже не может нести в полной мере обременение GR, очевидна необходимость отдельного специалиста или даже подразделения.
Можно ли возложить такие функции на юриста, маркетолога или PR-менеджера? В определенной степени все эти специалисты могут выполнять некоторые функции, например, в части поиска мер государственной поддержки, участия компании в государственных закупках или совместных проектах. Однако это не подойдет, если компания или общественное объединение ставит себе цель по созданию собственного имиджа во властных структурах, формированию законодательных инициатив, участию в оценке нормативных актов, осуществлению прямого контакта с представителями власти. В последнем случае GR-функци- онал должен быть закреплен за отдельным специалистом, обладающим компетенциями, сопоставимыми с поставленными задачами. Это будет способствовать формированию экспертного мнения от лица компании или сообщества, сформулированного на языке государ- ственных структур с соблюдением необходимых бюрократических процедур. 

Возврат к списку