Регистрация / Вход

Люди встречаются

26.10.2020 Люди встречаются   По данным ЦБ РФ, за первое полугодие 2020 года вкладчики забрали из банков $15 млрд. Это значит, что привычная для кризиса фраза «В стране нет денег» несколько не соответствует действительности. По мнению героя «Прямого эфира с экспертом» Сергея Безделова, заместителя председателя Совета по финансово-промышленной инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, именно сейчас можно и нужно создавать стартапы. Шансы найти инвестора очень велики. Важно знать, где и как искать и каких ошибок стоит избегать.

Сергей, недавно вы получили Столыпинскую премию за личный вклад в развитие финансовой индустрии. Расскажите нам, какие разработанные проекты привели к такому результату?
Проектов, которые импульсирует наш Совет, много. Например, мы стали уделять большое внимание рейтинговому агентству, а недавно нами была проведена стратегическая сессия по созданию «Фонда будущего образования». Смысл в том, что родители смогут копить средства на обучение своих детей уже там. Можно, конечно, это делать в банках и страховых компаниях, но именно фонд будет иметь с целевую направленность. И, пожалуй, самый масштабный и многим уже известный проект – это, конечно, Национальная инвестиционная платформа. Это так называемый инвестбанкинкиг, закономерный «ребенок» пандемии, изоляции и дистанционного формата работы. За последние полгода появился спрос на возможность вложения средств «не выходя из дома», поэтому площадка, где встречаются те, у кого есть деньги, и те, кому они нужны, становится идеальным форматом. Можно сказать, что это определенный маркетплейс проектов. У многих из нас есть свой свечной завод, поэтому вложение средств для получения пассивного дохода – естественное желание. И зайдя на такой ресурс, можно выбрать для себя наиболее интересный вариант для инвестиций. Среднерыночный процент совершения сделок в таком формате составляет около 15–20% годовых. Это однозначно лучше, чем в банке. Такая платформа очень востребована среди финансово грамотных людей, которые, воспользовавшись ей, сразу определят, какой проект им интересен, откуда идет доходность, почему именно под такой процент.

Сегодня все больше принято говорить о выживании бизнеса. А кто, на ваш взгляд, сейчас развивается?
Любое преобразование не происходит само по себе, для него нужен толчок, стрессовые условия. И некоторые бизнесы, работающие сейчас, действительно показали рост. Например, сфера услуг курьеров и доставки. Многие бизнесы трансформировались с переходом в онлайн. Эти адаптационные моменты однозначно позволили большой части компаний не уйти с рынка и даже дали возможность для развития. Этот тренд только будет еще развиваться. По данным РБК, к слову, за 2020 год долларовые миллиардеры пополнили свои капиталы на 20%. Конечно, нынешняя ситуация требует мозгового штурма и проведения анализа того, какие сферы пользуются спросом и где стоит поучаствовать. Думаю, тяжелые моменты в истории человечества безусловно стимулируют развитие и позволяют адаптироваться в новых реалиях.

Расскажите, есть ли сейчас возможность для стартапов? И какие проекты обречены на успех?
Для меня такой вопрос даже не стоит. Сейчас многие эксперты говорят о том, что нужна практика и новые проекты. Это и есть стартапы. Обслуживание понятных офлайн-сервисов, например, тоже становится своей индустрией. Многие, изучая уже существующие сервисы, дополняют и развивают их. Сейчас как раз пришло время изобретать, дорабатывать и трансформироваться. Приложения по доставке из ресторанов – лучшая иллюстрация. Мы, в Национальной инвестиционной платформе, видим, что сейчас актуально, и стараемся представить весь спектр проектов, максимально подходящих под развивающуюся онлайн-сферу. В целом, все отрасли, связанные с онлайн-образованием, передачей контента в дистанционном формате, развитием новых форм отдыха, развлечений, игр, эмоций, токенизацией, сейчас актуальны. Такие формы теперь будут прогрессировать, и, если использовать это, можно успешно адаптировать свой бизнес. Цифровая революция, о которой так долго говорили, уже свершилась.

В таком случае может получиться, что рынок в самых востребованных сферах будет переполнен.
Сложно ответить однозначно. Хорошо, что станет много контента, у пользователей появиться возможность выбирать. С другой стороны, это будет огромная конкуренция в бизнес-среде. Но даже и в этом есть преимущества: предприниматели смогут понять, что стоит изменить, добавить, реализовать в своем бизнесе. Это тот самый фильтр качества, который просто необходим.

Расскажите, как сейчас найти инвестора, если мы говорим о Национальной инвестиционной платформе. Многие считают утопией, что кто-то в такое время будет вкладывать средства в проекты. На ваш взгляд, такое мнение является проблемой для развития того же краудфандинга?
Возможно, отталкивает применение слова «краудфандинг». Но хотелось бы обратить внимание на другое: в РФ краудфандингом называют инвестиционные платформы, причем согласно законодательству. Слово «инвестиционные» – это некий ребрендинг, оно может вызывать больше понимания и доверия. Мне бы, конечно, хотелось призвать к пониманию, что эта сфера все больше начинает контролироваться со стороны государства: появился закон об инвестиционных платформах. Это, безусловно, повышает доверие.

Что сегодня нужно делать человеку, который является основателем проекта и нуждается в деньгах? Вот он пришел на вашу платформу.

Предприниматель должен использовать мобильное приложение, пройти валидацию, выставить проект, обозначить, к какой отрасли он относится и под какой процент готов взять средства. Упрощенно, платформа – как витрина продуктов в магазине, только это витрина проектов.

Кого на платформе больше: тех, кто вкладывает, или тех, кто презентует проекты?
Я бы сказал, что их одинаковое количество. Суть в другом. Если нужны деньги для личного потребления, то привлечь инвестора сложно, если же у тебя есть проект, ты в нем уверен, разбираешься в сфере, то становится проще его убедить. В рамках нашего Совета мы не раз говорили, что деньги у людей есть, они забрали их из банков, не будучи довольными условиями по процентам. И сейчас люди реально думают, куда их вложить, чтобы заработать.

Хотелось бы все-таки понять, какие ошибки могут допускать предприниматели, что приводит к нежеланию инвестировать средства в их проект?
Одна из причин такой ситуации – это плохая презентация проекта. Презентация должна быть короткой: чем занимаешься, какая прибыль, хочешь ли найти денег в уставной капитал или нужен займ, какой процент готов платить. Задача – показать инвестору, что у тебя есть четкий план, а не просто красивая идея, не имеющая финансовой основы.

Есть мнение, что неудачи в бизнесе могут быть связаны с тем, что человек думает только о рынке, а не о призвании. Что вы об этом думаете?
Я слышал такую точку зрения, в основном от коучей, но я к ней пессимистично отношусь. Коучи рассматривают успех как призвание. Преподаватели же дают определенные техники. По мне, призвание – это отвлечение внимания на отложенный проект. Когда выбираешь нишу для стартапа, лучше поискать в интернете ответ на конкретный вопрос и получить экспертное мнение профессионала, чем мучить себя поиском предназначения.

А что делать, если прямо сейчас хочешь выращивать розы, а здравый смысл отвечает: не время?
Есть хороший пример – лошади, который я недавно использовал как модератор одного из вебинаров. До начала мы шутили о том, что котов не любят, потому что их готовить не умеют. Нужно научиться «готовить» – и розы, и лошадей. Понятно, что той востребованности лошадей, которая была в начале XX века, уже нет, но это не значит, что им нельзя найти применение сейчас. Например, личное потребление вместо массового – для обеспеченных людей. Бизнес так и работает: нужно уметь «готовить» и адаптироваться к новым реалиям и потребностям. Сегодня происходит изменение внешней упаковки, трансформация. Надо только почувствовать эту трансформацию. А иногда и спровоцировать. 

Возврат к списку