Регистрация / Вход

Как ты себя чувствуешь

14.07.2020 Как ты себя чувствуешь Галина Гусева,
карьерный коуч, член Российской Ассоциации EMDR-терапевтов, эксперт по сложным ситуациям

Помоги себе сам. В кризис этот призыв звучит особенно актуально. Стратегические успешные решения всегда лежат в плоскости самочувствия руководителя, его мотивации, уверенности, способности адаптироваться к изменениям. И если им, в свою очередь, руководит тревога, неуверенность, страх и, хуже того, он не очень понимает, что с ним происходит, стратегия обречена на провал. Сотрудники компании, считывая такие сигналы, стремительно теряют мотивацию и желание что-либо делать. Психология – наука, которая часто работает ничуть не слабее математических формул и законов. Ведь чувство безопасности современному человеку может гарантировать только сам человек – через честное и осознанное отношение к себе. Если вы знаете, как вы себя чувствуете на самом деле, то вы знаете и то, как себе результативно помочь. Я расскажу о трех ключевых моментах, помогающих ориентироваться в собственном самочувствии и применять приемы самопомощи.

Момент первый
Как создать в себе необходимое состояние

Когда мы устаем от изобилия «полезной информации», где нет ответа на конкретные вопросы «Что делать?», а препятствий больше, чем ресурсов, нам свойственно и беспокоиться, и тревожиться, и бояться, и переживать, и чувствовать свое несовершенство и бессилие перед обстоятельствами, которыми мы не можем управлять. Тем не менее, мы все-таки можем управлять собой. Сейчас самое время сменить глагол – от него многое зависит. Если мы «управляем» то это что-то механическое, подчиненное, лишенное самостоятельности, воли, а мы говорим о себе. Попробуем изменить глагол на любой другой. Например, «поддержать», «вдохновить», «усилить», «дать опору», «вселить уверенность», «мобилизовать». Найти нужное для себя слово, отвечающее на вопрос: «Какого внутреннего ресурса или состояния мне не хватает?» – это и есть первый момент техники самопомощи.

Момент второй
К какому поведению вы прибегаете в кризис

Определите свою стратегию поведения в период изменений. Базовый закон самопомощи – обратить на себя внимание и опознать, что именно сейчас вы переживаете.
 
Отрицание. Согласно открытой психологом Элизабет Кюблер-Росс закономерности поведения людей, столкнувшихся с горем (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), первая стадия прохождения человеком кризиса – отрицание. Человек, отрицающий опасность ситуации или ее значимость лишается возможности увидеть реалистичную картину мира, что в свою очередь, приводит, к ошибочным действиям и движениям в обратную сторону от выхода из ситуации. Отрицать, это и нежелание что либо, узнавать о ситуации, разбираться в ней, например, получать новую информацию, осмыслять ее. В этот момент человеком руководит страх. Руководитель, отрицающий у себя чувство страха, способен совершать рискованные, не до конца обдуманные поступки. Кроме того, менеджеры, состоящие в команде руководителя, будут, дезориентированы, что подрывает веру в руководителя.

Отказ от действий. Страх создает картину реальности, многократно преувеличивающей негативные последствия по их силе, размаху, качеству. А значит, любые попытки противостоять – ни к чему. Тогда и наступает время горевания, сужающее поле воспринимаемой информации. Так внимание становится избирательным, ориентированным исключительно на безуспешность попыток спасти бизнес. В таком состоянии невозможно обнаружить какие-либо возможности – логичным кажется отказ от действий.
Для поиска возможностей необходимо впустить в свое пространство мысль о том, что выход из ситуации существует. Возьмем пример ивент-агенств, оказавшихся в наиболее сложной ситуации. Некоторые из них нашли новые формы представления своих услуг в онлайн, что позволяет решать задачи клиента и дает гарантию сохранности бизнеса – хотя бы на ближайшие полгода-год. А это уже победа над кризисом.

Лихорадочная активность. Некоторые руководители в кризис ведут лихорадочную активность. Бесконечные совещания, ворох неотложных дел второго порядка. При этом с точки зрения спасения бизнеса и генерации новых идей их эффективность равна нулю. В этом виновата тревога – эмоция, предназначение которой создать импульс движения для адаптации к новой ситуации. По сути, это мощная энергия, требующая выхода. Если руководитель не осознает это состояние, он переживает свою активность как воодушевление, подъем, не замечая, что энергия растрачивается зря.

Поиск виноватого.
Кто-то же должен ответить за все кризисные последствия. Вирус неуловим, но под рукой всегда есть сотрудники, коллеги, партнеры, клиенты... Так офис наполняется негативными эмоциями, мешающими выполнять рабочие обязанности, сотрудниками овладевает тревога, эффективность потраченного времени, сил падает, наступает полная демотивация персонала.

Момент третий
Как сохранить устойчивость в период перемен


Назовите, того кого нельзя называть. Исследователи доказали, что когда человек рассказывает, о том, что переживает в связи с какой-то ситуацией и называет свое состояние, он ощущает ослабление этой эмоции. Эмоциональный интеллект уже давно доказал свою силу, на основе множества объемных исследований мы можем уверенно заявить: способность осознавать свои эмоции и их причину – это уже половина решения задачи.
В моменты сильных переживаний осваивайте техники дыхания и осознанного мышления – mindfulness. Появление в жизни человека такого достоверного, всевидящего технического оснащения, как МРТ, давно не оставило никаких шансов для сомнений: правильное дыхание врачует тело, перезапускает работу мозга, возвращает человека к жизни.

Сформулируйте списки своих страхов. По каждому пункту пропишите, что вы можете сделать, чтобы защитить себя. Затем постройте иерархию страхов – от самого до наименее страшного.

Смените фокус на радость и удовольствие.
Например, вместо чтения об очередном крахе наблюдайте за курьезами разных рынков отмечайте интересные бизнес-решения, и подходы. Заведите блокнот и выписывайте то, что вам понравилось. Смена фокуса помогает замечать явления, вещи, предметы, способные натолкнуть вас на идею.

Составьте карту идей.
Изучите смежные дружеские бизнесы, которые ранее не попадали на орбиту вашего внимания, накидайте идеи по поводу того, какие новые потребности могут возникнуть у ваших клиентов, партнеров.

Хвалите себя.
Причем заканчивайте каждый день 5–7 пунктами, за которые вас можно похвалить и поблагодарить. 

Возврат к списку