Регистрация / Вход

Естественный подбор

14.07.2020 Естественный подбор Ольга Ворошилова, партнер Cornerstone

Непростая ситуация, которая настигла нас в этом году, заставила компании подстраиваться под непривычные реалии. А вместе с тем и принимать решения, которые далеко не всегда вызывают положительный отклик у персонала. Ряд организаций останавливают свою деятельность и, к сожалению, сокращает работников. Особенно это касается малого бизнеса. Если рассматривать ситуацию с нашими клиентами (крупными корпорациями), конечно, некоторые проекты остаются замороженными. Но тем не менее компании не прекращают свою деятельность и продолжают нанимать персонал, в том числе и топ-менеджеров. Прежде всего это относится к масштабным промышленным предприятиям.

Культурная эволюция
Мы часто слышим от своих клиентов, что для них главная задача в условиях пандемии – сохранение команды. Да, сотрудников могут перевести на неполный рабочий день, урезать их оклад, пересмотреть систему мотивации или даже отправить в неоплачиваемый отпуск. Но увольнять ценные кадры мало кто готов. Работодатели надеются на скорую стабилизацию ситуации.
Кризис – не оправдание. И управленцы, понимающие это, не уходят от ответственности, прикрываясь форс-мажорными обстоятельствами. Важно позаботиться о репутации бизнеса, в том числе в глазах персонала. Это необходимо, чтобы не растерять лучших членов команды и не усложнить положение компании в будущем на время поиска новых сотрудников.
Также важным критерием не только для сохранения штата, но и для его эффективной деятельности является корпоративная культура. Компании, которые так или иначе настраивали персонал на одну волну со своими ценностями еще в докризисные времена, адаптировались под новую реальность достаточно легко.
Например, мы в Cornerstone перешли на удаленную работу буквально за пару дней. Понятно, что это стало возможно благодаря нашей развитой IT-структуре. Но и «правильный» человеческий настрой, вовлеченность в процесс и осознание ответственности за результат сыграли в этом немаловажную роль. Мы не переставали трудиться не потому, что на наших домашних компьютерах установили систему для отслеживания рабочего времени. А потому, что мы понимали, насколько сейчас это важно для нашей компании. В подобных ситуациях метод «кнута» просто не работает.

Кому кризис не помеха

Пандемия доказала в очередной раз всему миру, насколько важна цифровизация. Многие компании стали увеличивать инвестиции в цифровую трансформацию бизнеса. А спрос на IT-специалистов только повышается. И будет продолжать это делать. Также уже в 2020 году прогнозируется появление новых профессий, связанных с информационными технологиями.
Сегодня ИТ-директор – это не просто начальник специалистов, следящих за работоспособностью оборудования в офисе. Он превратился в важнейшего топ-менеджера, занимающего одну из ключевых позиций в компании.
Также есть потребность в маркетологах. Особенно в тех, которые могут быстро адаптироваться к меняющемуся спросу. Маркетинг, продажи и реклама – самые «нестабильные» сферы в плане появления новых инструментов для работы. И чтобы компания показывала отличные результаты, важно уметь оперативно применять эти инструменты на практике.
В доказательство вышесказанным фактам можно привести недавний отчет HH.ru (врезка «Структура вакансий по профессиональным сферам»). По нему видно, что специалисты в сфере продаж и ИТ входят в топ-3 самых востребованных (2 и 3 место соответственно).

Укрощающие стресс

Если рассматривать hard skills, то одним из самых важных навыков является аналитическое мышление. Данные и аналитика – тренд последних лет, который только набирает обороты. Сейчас востребованы специалисты, умеющие анализировать массивы данных, делать из этого выводы и на основе полученной информации вести компанию по верному пути. Важно развивать свои навыки в освоении новых цифровых возможностей и в принципе стремиться к постоянному обучению.
Раньше у HR-ов была задача – найти сотрудника, который стабильно работает в спокойном режиме. Теперь нужны те, кто сможет не подвести компанию даже в стрессовых условиях постоянных перемен. А это невозможно сделать без развитых soft skills. Их роль с каждым годом осознается все больше. Они важны не менее профессиональных навыков, хоть soft skills и сложнее выделить или развить. Одни из первостепенных «мягких» компетенций, которые необходимо сейчас развивать каждому, – это адаптивность, гибкость, способность подстраиваться под меняющиеся ситуации, целенаправленная работа по снижению собственного стресса.
Нестандартное, «мимикрирующее» под обстоятельства мышление позволяет находить максимально эффективные решения даже за привычными рамками. Рынок постоянно меняется, технологии замещают друг друга. Жизненно необходимо уметь под это профес- сионально подстраиваться. И главное делать это без стресса, с энтузиазмом.
В практике Cornerstone масса интересных примеров адаптивности работодателей. Так, у нас есть клиент (владелец сети ресторанов), который смог очень быстро перестроиться в кризис. Его заведения начали снабжать питанием больницы. Благодаря такому решению удалось сохранить бизнес, выручку, сотрудников, да еще и принести социальную пользу людям. Это все происходило в то самое время, когда остальной общепит закрывался один за другим. Условия были для всех одинаковые, а действия – разными. Соответственно, и результаты этих действий отличаются. 

Возврат к списку