Регистрация / Вход

Держать дистанцию

02.07.2020 Держать дистанцию Марина Балобанова,
основатель бизнес-школы Skillstime, автор книги «Лайфхаки для руководителей. Как создать эффективную команду»


Бизнес делает команда. Но как поступить с командой сейчас, когда на мир напало «трехглавое чудовище» – пандемия, экономический и социальный кризисы? 
Три основные цели руководителя сегодня выглядят так. 1. Определить, кого оставить на удаленке, а кого вернуть в офис, а также – какой функционал перевести на аутсорсинг. 
2. Подготовить ресурсы для работы каждого направления. 
3. Провести вводные мероприятия для каждой категории сотрудников.

А дома лучше?
Чтобы определить, в каких процессах вам нужны сотрудники в офисе, задайте себе четыре вопроса:
• где сейчас наш клиент?
• какие у него потребности?
• как мы можем взаимодействовать с ним?
• что нужно поменять в нашей работе, чтобы успешно выполнять этот функционал?

Ответив на вопросы, вы поймете, что ряд процессов перейдет в CRM, и это – освобождение времени сотрудников, а ряд функций можно выполнять дистанционно.
По данным опроса журнала «Директор по персоналу» в мае 2020 года, больше всего сотрудников «на удаленке» тяготит рассинхронизация с руководителем и командой, чувство бесконтрольности, ненужности и страх неизвестности. Поэтому руководителю важно снять эти демотиваторы.

Объясните, почему вы приняли такое решение. Проговорите, какие плюсы есть в этих изменениях для сотрудников и для клиентов, почему это важно для компании.
Снимите страхи, о которых говорят вам подчиненные. Для этого расскажите, как будут построены процессы. Приведите рациональные и эмоциональные доводы, потому что люди разные. Кто-то принимает решения рационально, а кто-то – эмоциями. Учтите в своих ответах, что мотивация тоже бывает разная – стремления и избегания. Кому-то нужно увидеть возможность роста и развития, а кому-то – узнать, что компания и сотрудник может потерять, если не ввести режим удаленной работы.

Проведите опрос, кто готов остаться на удаленке, а кто – нет. Некоторые сотрудники значительно увеличили свою эффективность, работая из дома. Поищите варианты для каждого. Возможно, вы переведете сотрудника в другое подразделение или на другой функционал, если он рассматривает исключительно работу в офисе. А на его место можно перевести кандидата из другого подразделения, который мечтает об удаленке. 

Постройте систему удаленных регулярных управленческих процедур по бизнесу и развитию персонала. Людям важно понимать, что делать каждый день. Понятная система управления снимет тревогу. Подчиненным будет ясна своя роль в команде и порядок работы с руководителем. Если персонал находится в одном городе, то можно всем вместе собираться на итоговых встречах по бизнесу. Если нет – подключайте сотрудников по видео к общим собраниям, чтобы вся команда была в едином информационном поле.

Организуйте электронный документооборот, электронные цифровые подписи, настройте CRM и систему работы в мессен- джерах. Расходы на курьерскую доставку документов могут перекрыть экономию. Бомбежка задачами и напоминаниями в мессенджерах собьет весь рабочий день сотрудника и снизит его эффективность. Разумеется, руководителю хочется держать все под контролем. Прозрачность работы всей команды вам может обеспечить CRM. Там вы и поставите задачи, и проконтролируете их выполнение. А если работаете в продажах, то CRM отследит соблюдение воронки продаж и позволит понять, какие компетенции сотрудников нужно улучшить. 

Наблюдайте за динамикой процессов. Проводите интерактивные опросы, больше разговаривайте с людьми. Мир меняется, а фундаментальные потребности остаются.
В древние времена люди собирались у костра. Для удаленной команды также важно находиться в сообществе. Там сотрудники будут делиться историями из жизни, практиками, устраивать общие встречи. В подчиненной мне команде такое сообщество мы организовали в группе в соцсети. Сотрудники с радостью и предвкушением лайков делятся своими фотографиями, событиями в жизни, да даже скидками в магазинах. Достижение или лучшая практика в один момент становится достоянием всей команды, а это позволяет двигаться к целям быстрее.
Иногда они возвращаются 

Пока не открылись детские сады, школы, сохраните нервы подчиненных. Установите режим работы индивидуально, например, 3 через 2 дня – домашний режим и офис. Пообщайтесь с каждым, выясните, какая сейчас ситуация в семье, на какое время вводите гибкий график, если он необходим. Такой режим работы в том числе помогает сократить количество рабочих мест и оптимизировать арендованные площади.
«Меня заразил сотрудник этой организации», – может сообщить клиент, а к вам не только перестанут ходить другие, но и придут те, кого не хочется часто видеть – проверки. Хотите оградить компанию от таких рисков? Подумайте о правильном оборудовании зон общения с клиентами, наличии СИЗ для клиентов, готовя офис к возвращению сотрудников. Расставьте мебель так, чтобы персонал мог соблюдать дистанцию, добавьте перегородки. Составьте памятки для сотрудников, как себя вести с клиентом, как соблюдать безопасность. Объясните, что каждый несет ответственность не только за себя, но и за окружающих.

Оповестите клиентов об изменениях. Предусмотрите рассылку – адреса, телефоны, графики работы офисов. Расскажите о возможности удаленной коммуникации, например – адрес скайп офиса, выделенный номер для мессенджера.

Операция «Адаптация»
Руководителю всегда хочется быстро наверстать упущенные результаты и работать на максимуме с первого дня. Однако важно помнить, что на адаптацию сотрудникам потребуется около недели. Ставьте в первое время короткие, выполнимые, четкие задачи по SMART. Если цели и ресурсы изменились, то обозначьте даты обучения сотрудников новым навыкам – например, правилам онлайн-коммуникации или продажам в мессенджерах.
Поддержка руководителя очень важна, ведь мы работаем с людьми. Для настроения можно заказать маски с логотипом или корпоративные сувениры, или отправить всем видео от руководителей, а может, привлечь профессионального психолога, который расскажет, как уравновесить свой мир в условиях изменений.
Вариантов множество, важно при погружении в бизнес не забыть о моральном состоянии сотрудников. 
Это не зависит от формата работы подчиненного, всегда думайте о команде, удаленной или в офисе.

Возврат к списку