Регистрация / Вход

Зачем необходимо согласие на обработку персональных данных при госзакупках

16.07.2018 Зачем необходимо согласие на обработку персональных данных при госзакупках

Программа повышения квалификации «Эксперт в сфере закупок» стартует уже 26 июля 2018г.

Целью программы является профессиональная переподготовка специалистов экспертных и специализированных организаций, государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов контрактных служб государственных и муниципальных организаций, хозяйствующих субъектов различных форм собственности, чья деятельность регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ и/или Федеральным законом № 223-ФЗ, а также специалистов организаций - участников государственных, муниципальных и корпоративных закупок за счет получения ими профессионально значимых знаний и умений по вопросам изучения и оценки предмета экспертизы, подготовки экспертных заключений, консультирования при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Обучение осуществляется в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок», утвержденного приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626.

Свою экспертную оценку по вопросу зачем необходимо согласие работников на обработку их персональных данных заказчиком дает преподаватель МИМОП ТПП РФ, главный редактор журнала «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ»

Старший преподаватель Центра ДПО ТПП Ростовской области, автор более 100 публикаций по актуальным вопросам государственных закупок Олег Гурин

Персональные данные работников в конкурсной заявке

Закон № 44-ФЗ жестко регламентирует требования к составу и содержанию заявок на участие в конкурсе (в т.ч. в электронном). Заказчики не могут устанавливать никаких требований «от себя», они могут лишь конкретизировать требования, предписанные законом. Однако существуют документы, в Законе № 44-ФЗ не названные, но тем не менее обязательные к предоставлению.

Зачем необходимо согласие работников на обработку их персональных данных заказчиком

Одним из нестоимостных критериев оценки конкурсных заявок может быть «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ). Показателями данного критерия могут быть «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» и «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» (п. 27 «Правил оценки заявок…», утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085).

Как именно измерять указанные показатели, определяет заказчик. Как правило, участники конкурса подтверждают «обеспеченность трудовыми ресурсами» предоставлением копий трудовых договоров или договоров подряда, заключенных с привлеченными специалистами. А «квалификация трудовых ресурсов» доказывается копиями образовательных документов соответствующих специалистов.

Все эти документы содержат персональные данные работников участника закупки.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ), а также ст. 88 Трудового кодекса РФ. Общий вывод из этих НПА следующий: персональные данные работника не могут сообщаться без его письменного согласия. Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены.

В свою очередь, заказчик, получивший от участника закупки персональные данные его работников, автоматически приобретает статус оператора (п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). При этом базовое условие для обработки персональных данных – это наличие согласия субъекта персональных данных на их обработку. Если такого согласия нет, персональные данные обрабатываться не могут. Иными словами, конкурсная комиссия заказчика не вправе изучать документы работников участника конкурса (трудовые договоры, образовательные документы и т.д.), если эти работники не давали своего согласия на это.

Возникает вопрос: а кому должно быть дано такое согласие? Исходя из положений Закона № 152-ФЗ, варианты следующие:

• либо непосредственно заказчику;

• либо участнику закупки, как оператору, имеющему право поручить обработку персональных данных своих работников третьему лицу, т.е. заказчику.

В последнем случае участник закупки должен включить в свою заявку соответствующее поручение. Иначе у заказчика не будет оснований для обработки персональных данных.

Как это работает на практике

Пример

В разделе "Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки" заказчик установил следующие требования составу конкурсной заявки: «Документы, представленные по персоналиям в качестве подтверждения квалификации трудовых ресурсов участника открытого конкурса, рассматриваются Единой комиссией только с письменного согласия сотрудников участника открытого конкурса, предлагаемых к привлечению для исполнения контракта, на хранение и обработку персональных данных». Форма согласия на обработку персональных данных, включенная в состав конкурсной документации, предусматривала, что каждый сотрудник участника закупки дает право "осуществлять все действия (операции) с моими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, уничтожение, публикацию" непосредственно заказчику.

Участник закупки представил согласие на обработку персональных данных на 12 специалистов по установленной заказчиком форме, а еще 55 документов о согласии на обработку персональных данных – по иной форме, где говорилось о праве обработки персональных данных специалистов третьими лицами "для участия в открытых и закрытых конкурсах на право заключить государственный контракт".

Оценивая заявку, Единая комиссия заказчика учла только те 12 документов, владельцы которых дали согласие на обработку своих персональных данных по установленной заказчиком форме. Документы остальных 55-ти специалистов не оценивались, поскольку они не выразили согласия на передачу права обработки их персональных данных непосредственно заказчику. Согласия на передачу персональных данных третьим лицам, которые были даны этими специалистами участнику закупки, не могли быть учтены. Участник закупки, как оператор, должен был включить в таком случае в свою заявку поручение заказчику на обработку персональных данных своих сотрудников, соответствующее требованиям ч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ. Этого им сделано не было.

Правовая оценка ФАС России: примененный Единой комиссией заказчика порядок оценки заявок на участие в конкурсе не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе (Решение ФАС России от 19.08.2015 по делу № К-996/15).

Также встречается вариант, когда работники дают участнику закупки согласие на передачу своих персональных данных третьему лицу, в качестве которого в согласии указывается непосредственно заказчик. Например, решением Иркутского УФАС России от 23.08.2017 № 840 требование заказчика о предоставлении согласия такого вида было признано правомерным.

Вправе ли участник закупки скрыть часть персональных данных своих сотрудников?

Правоприменительная практика отвечает на этот вопрос утвердительно.

Пример

Подтверждая квалификацию имеющихся у него трудовых ресурсов, участник открытого конкурса представил копии трудовых договоров с 93 специалистами. Несмотря на это, конкурсная комиссия присвоила участнику закупки по данному показателю 0 баллов (т.е. не был учтен ни один специалист). Это было обосновано отсутствием возможности определить достоверность представленных трудовых договоров, т.к. в копиях были скрыты сведения о заработной плате работников и их паспортные данные.

Правовая оценка ФАС России: представленные в составе конкурсной заявки копии трудовых договоров содержат все необходимые реквизиты сторон, за исключением сведений о заработной плате и паспортных данных сотрудников. Отсутствие указанных сведений не может являться основанием для признания трудовых договоров недостоверными. Конкурсной комиссией неправомерно применен порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу № К-1116/16).

Итак, соблюдение требований законодательства о персональных относится к числу слагаемых успеха при участии в конкурсах. При подготовке конкурсных заявок не забывайте о том, что нарушение указанных требований может повлечь административную ответственность в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ.

Возврат к списку