Регистрация / Вход

Российская Империя своим авторитетом поддерживала честных и эффективных производителей

19.01.2018 Российская Империя своим авторитетом поддерживала честных и эффективных производителей

Как продвигать российские бренды на мировых рынках? Какие отечественные товары готовы к покорению мировых рынков? Каковы точки роста российских производителей на международных рынках – это и многое другое обсудят эксперты и участники Российского инвестиционного форума СОЧИ 2018 на сессии РОССИЙСКИЕ БРЕНДЫ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ.

О том, как в Российской Империи продвигали свой бренд известные мировые компании, и на что сегодня стоит обратить внимание, выводя бренд на зарубежные рынки, свою экспертную оценку дает ведущий специалист по русскому фарфору Любовь Никифорова.

«Сегодня, мы просто не замечаем, что история и достижения Российской Империи присутствует в обыденных предметах. Как мало мы знаем о них и не используем уникальные наработки наши предшественников.

Известные бренды Российской Империи и Европы стремились получить звание поставщика Императорского Двора, тем самым продвигая свои компании, как теперь скажут, на внешнем и внутреннем рынке.

Это известные всем шоколад Эйнемъ (ныне «Красный Октябрь»), водка «Смирнов», коньяк «Шустов», шоколадная фабрика Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей (сейчас Кондитерский концерн «Бабаевский»), фарфор М.С. Кузнецова и его двоюродного брата И.Е. Кузнецова, часы Буре, швейные машины «Зингер», автомобили «Русо-Балт» и Мерседес, ювелирные изделия Фаберже, часовая фирма Tissot и многие другие.

В первое десятилетие ХХ века в списке поставщиков значилось 130 компаний, примерно 20% приходилось на иностранных поставщиков.

Часть поставщиков товаров ко Двору происходили с родины Императрицы Александры Федоровны - Дармштадт, часть из Копенгагена, с родины Императрицы матери Марии Федоровны, так же среди поставщиков товаров были фирмы из Берлина, Франкфурта-на-Майне, Мюнхена и других городов.

Все эти товары получили известность, прежде всего потому, что их оценила царская семья. Звание поставщика служило одной из основ экономики Российской Империи, в которой честное слово имело силу контракта. А звание, выданное Императором за экономические заслуги, ценилось выше сословных званий, и было конкурентным преимуществом. Так государство могло своим авторитетом поддерживать четных и эффективных производителей.

Среди поставщиков были производители одежды, обуви, парфюмерии, посуды, продуктов питания и напитков, мебели и других необходимых Двору Императора товаров.

Как гласит история, первое упоминание о поставщиках Двора Его Императорского Величества было еще в 1824 году, когда купцы, получили это право. В период царствования Александра II в 1856 году звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества» было закреплено документально. А в 1862 году было дано разрешение об употреблении государственного герба Российской Империи на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, поставлявшим товары к Высочайшему Двору.

Тем самым Поставщики Двора Его Императорского Величества могли подчеркнуть свой статус, качество и исключительность продукции.

В начале ХХ века звание поставщика присваивалось канцелярией Министерства Императорского Двора на основании прошения поставщиков. Звания присваивалось на Пасху и Рождество. При получении звания поставщика соблюдались следующие условия: на протяжении 8 лет надо было участвовать в выставках, по перечню, утвержденному Императором, получать награды или хотя бы упоминания в похвальном листе. При этом важным условием было отсутствие серьезных жалоб и нареканий со стороны потребителей продукции. Министерство Финансов следило за этими требованиями очень зорко. Звание, полученное поставщиком, было очень почетным, купить его было не возможно, тем самым оно давало хорошую рекламу производителю продукции. Звание присваивалось самому фабриканту, художнику или ремесленнику лично, а не его предприятию. Наследникам или другим владельцам оно могло перейти только с Высочайшего Соизволения.

Звание Придворного Поставщика считалось самым уважаемым и почетным среди деятелей промышленности и торговли. По этой причине право поставлять к Императорскому Двору товары было не сколько коммерческим делом, сколько делом имиджа. Так некоторые товары ко Двору поставлялись бесплатно.

В настоящее время, в память о прошлом, было создана «Гильдия поставщиков Кремля», которая поставила перед собой цель возрождения 200 летней истории и моральной поддержки производителей от государства.

Говоря о продвижении русского фарфора, и его брендов, важно понимать, фарфор – это в первую очередь наше историческое наследие, выраженное в уникальной исторической форме изделий, широко экспонируемых в крупнейших музеях мира. Русский фарфор - это бренд, а бренд надо развивать через эмоциональную привязанность. А эмоциональной привязанности за много веков накоплено немало.

До революции фарфоровых предприятий в России было намного больше. Часть из них пережили века и своих основателей, другим это не удалось. Опыт и традиции передавались из поколения в поколение, и поэтому можно точно сказать, что русский фарфор — это уже состоявшееся и значимое направление мирового искусства, стоящее в одном ряду с Мейсенский, Лиможским и Севрским фарфором, а так же другими крупными европейскими производителями.

В настоящее время в нашей стране работает более десяти фарфоровых предприятий создателей настоящих шедевров, занимающих значимые места на международных выставках, к ним можно отнести бренды известные на весь мир: ИФЗ, Вербилки, Дулевский фарфор, Гжельский фарфоровый завод и другие. Большинство современных фарфоровых предприятий выросли из фарфоровых мануфактур, известных за пределами дореволюционной России: фабрика Гарднера, Товарищества М.С. Кузнецова, Императорского фарфорового завода, производства братьев Корниловых и др.

Если рассматривать современную отрасль фарфорового производства России, то можно заметить некоторые особенности потребительских предпочтений по сравнению с Европой, к которым можно отнести потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. Россияне желают покупать качественные изделия, не переплачивая за них. В этой связи перед российскими производителями и зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, возможно с учетом исторических аналогов, которые в данный момент очень востребованы и узнаваемы, обладающей оптимальным соотношением цены и качества.

Экспорт продукции российских фарфоровых производств традиционно позиционируется на рынке как сувениры из России и не ассоциируется у конечного покупателя с сегментом продукции «класса люкс» без развития необходимой инфраструктуры продаж. Однако без грамотного развития продаж на международных рынках существенного роста доли экспорта фарфора не произойдет. Данное обстоятельство ставит перед фарфоровыми производителями задачи выхода на развитые рынки потребления фарфора (прежде всего это США, Япония и Франция). Требуется разработка отраслевой программы представительства российского фарфора на зарубежных рынках.

Тенденции рынка таковы, что стоимость фарфора с каждым годом растет при снижающемся производстве. Основной причиной этого является конкуренция с дешевыми китайским производителями. России необходим рост продаж фарфоровой продукции за рубежом и этому, может помочь грамотно выстроенные маркетинговые стратегии, участие в отраслевых выставках и открытие дополнительных магазинов собственных марок, как в России так и за рубежом, расширение партнерской торговли. Так же не маловажный аспект модернизация производства и улучшение качества выпускаемой продукции, поиск новых корпоративных и частных заказов на зарубежных рынках.

Не маловажно и участие государства в поддержке производства российского фарфора. Так, например, Германия для сохранения своего исторического наследия выделяет дотации Мейсенскому фарфоровому производству, а Франция - Сервскому. Для поддержания отечественных производителей фарфора необходима более серьезная государственная поддержка в рамках выставочной деятельности и продаж в знаковых торговых местах. Естественно интересы фарфоровых производств остаются в среднем и высоком ценовом сегменте.

Российский фарфор имеет свое лицо, свою историю и традиции производства. Важно использование нашего наследия и опыта, таких заводов как, например, завод Братьев Корниловых, вышедших первыми на рынок Америки и Канады и успешно заключивших контракты на продажу с такой крупной мировой компанией с историей как Tiffany. Именно Братья Корниловы позволили русскому фарфору ставить клеймо Made in Russia на российских изделиях. Таким образом, грамотное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня должны быть основой развития русского фарфорового производства».

Любовь Никифорова

Возврат к списку