Регистрация / Вход

Материальные и духовные основы управления Матвея Кузнецова

19.10.2017 Материальные и духовные основы управления Матвея Кузнецова

24 ноября 2017 г. в ЦМТ пройдет Международный экспортный форум «Сделано в России».

Форум проводится с 2012 года, став значимым событием для профессионального сообщества.

Мероприятие традиционно собирает представителей государственной власти, участников рынка, экспертов и аналитиков, привлекая внимание широкой общественности к теме развития несырьевого экспорта и поиска эффективных путей решения существующих проблем. Как создавали и выстраивали свой бренд российские предприниматели столетие назад, насколько они были успешны, и как удалось, несмотря на исторические потрясения сохранить предприятие и российский бренд, готовый вновь завоевывать мировые рынки. Мы продолжаем исторические повествования ведущего эксперта Любови Никифоровой о становлении российских купцов и предпринимателей, и речь пойдет об особенностях управления Товариществом М.С. Кузнецова, его одаренности и исключительности.

Слава семейства Кузнецовых началась с Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911гг), выросшего в семье потомственных фарфористов, который смог своим талантливым управлением расширить производство и увеличить количество заводов. А фарфоровая империя М.С. Кузнецова смогла завоевать не только российский рынок, но и азиатский, вытесняя с него продукцию европейских фирм.

payshchiki.jpg

Родоначальник династии Кузнецовых Яков Васильевич открыл в 1812 году под Гжелью производство фарфоровых изделий, которое было расширено его сыном. 1832 году дедом М.С.Кузнецова Терентием Яковлевичем Кузнецовым 1871 года рождения был основан Дулевский фарфоровый завод. После смерти Т.Я. Кузнецова завод перешел к его сыну Сидору. В 1841 году Кузнецовы основали завод в Риге. У Сидора Терентьича в браке родилось шестеро детей. Сидор Терентьич скончался в 1864 году. По его духовному завещанию владельцем заводов в Дулево и Риге становится его единственный сын Матвей.

По традиции того времени Матвей Сидорович получил домашнее образование вместе со своими старшими сестрами. Сестры были выданы замуж за купцов, которые так же были привлечены к семейному предприятию. А уже с 15 лет Матвей Сидорович начал постигать основы фарфорового производства, параллельно изучая науки в немецком колледже.

По законам того времени в права наследства и управления можно было вступить по исполнении 21 года. Три первых года Матвею Сидоровичу приходилось работать под опекой мужей старших сестер и строгого управляющего фарфоровыми фабриками Иосифа Федоровича Рудакова.

Уже в 19 лет Матвей Сидорович заключил брак с Надеждой Митюшиной, дочерью купца Вуколы Митюшина. Венчание происходило в старообрядческой церкви на Рогожском кладбище в Москве. Всего у супругов родилось 10 детей.

Первый дом новой семьи находился в Рогожской части Москвы. Но уже в 1874 году семья приобрела усадьбу на 1-ой Мещанской улице в Москве. Начиная с 1875 года усадьба расширялась и перестраивалась по проекту Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1898 года по проекту Р.Ф. Мальцева усадьба была снова перестроена и расширена от 1-ой Мещанской улицы до 2-ой Мещанской. Фасады приобрели пышный, псевдобарочный декор, который так и дошел до наших дней. В данный момент части усадьбы семьи Кузнецова находятся по адресу Проспект Мира 41 и 43, о чем свидетельствует памятная доска на фасаде дома. Полностью усадьба Кузнецовых не дожила до наших дней по причине строительства станции метрополитена Проспект Мира.

Navigator-Kuznetsov-Matvey.jpg

Кроме Московских особняков на Мещанской и Мясницкой семье М.С. Кузнецова принадлежали особняки, находившиеся при каждой фарфоровой фабрике, а так же торговые дома, дачи.

Состояние М.С. Кузнецова постоянно увеличивалось. Капиталом он обладал по истине огромным – 4 млн. рублей. Состояние росло от чистой прибыли до полумиллиона рублей в год.

Слава фарфоровой империи связанна с деятельностью и управлением ею Матвеем Сидоровичем, а именно с образования Товарищества М.С. Кузнецова в 1889 году – крупнейшей отечественной монополии.

За время управления фарфоровой империей М.С. Кузнецов приобретал фабрики у разорившихся менее расчетливых фабрикантов, возрождал и усовершенствовал производство, добившись поистине масштабных результатов с точки зрения государства. Фарфор М.С. Кузнецова был в каждом доме. Товарищество М.С. Кузнецова заняло большую часть фарфорового и фаянсового рынка Российской Империи.

В семейной собственности М.С. Кузнецова находились следующие заводы:

Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика, приобретенная у Г.А. Ауэрбаха в 1890 году;

Будянская фаянсовая фабрика, приобретенная у купца И.И. Никитина в 1870 году, находившаяся недалеко от Харькова;

Фарфорово-фаянсовая фабрика в Вербилках, приобретенная у Е.Н. Гарднер в 1892 году;

Славянская фарфорово-фаянсковая фабрика, построена в 1892 году в Черниговской губернии;

Рыбинская фарфоровая фабрика, приобретенная у Торгового дома «Карякин и Рохманов» в 1894 году в Ярославской губернии;

Песоченский фаянсовый завод, приобретенный у Товарищества Мальцева в 1911 году в Калужской губернии.

Кузнецов вел производственные и торговые дела с расчетом, постоянно велся поиск по стране лучших сотрудников (художников, формовщиков, технологов) и управленцев, переманивая их себе. Хотя дела велись прижимисто, все же он не забывал о рабочих своих фабрик и богоугодных делах.

В 1874 году двоюродный брат М.С. Кузнецова Иван Емельянович Кузнецов подобрал управленца, способного наладить учет и управление капиталами - Петра Ивановича Ануфриева. П.И. Ануфриев занялся отлаживанием счетоводства на фарфоровых фабриках и торговых предприятиях. Так же много он сделал и для решения социальных проблем рабочих, внимание к которым не было привлечено из-за большой загруженности семейства Кузнецовых делами. По настоянию Ануфриева оплата работникам фабрик была увеличена, были устроены новые жилища, построены школы, открыты больницы и библиотеки, и, что главное, с территорий фабрик были удалены питейные заведения. Так же Ануфриев уделял важное внимание обновлению и модернизации фарфорового производства, умело консультируя семью Кузнецовых как можно использовать сложившиеся условия для всеобщего блага.

М.С. Кузнецов, если говорить сегодняшним языком, выстраивал правильный маркетинг, грамотно сочетая производство продукции с ее продвижением. Так на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 года, потратившись на постройку павильона для демонстрации продукции, он так же безвозмездно украсил главный Императорский павильон, за что удостоился чести быть представленным Александру III. Так же М.С. Кузнецов преподнес императрице Марии Федоровне очень понравившийся ей чайный сервиз своего производства.

В последствии, М.С. Кузнецов был награжден за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности орденом Святого Станислава III степени в 1883 году и орденом Святой Анны III степени 1887 году.

Так же М.С. Кузнецов считал, что надо укреплять религиозность рабочих, строя при фабриках храмы, даря рабочим библии. Кроме религиозных, использовались и экономические рычаги управления, такие как подарки. На фабрике в Риге лучшим сотрудниками дарили не клейменую посуду, страхуясь тем самым от желания работников ее продать.

Существовали и штрафы для работников, за порчу имущества и инструментов, за ослушания управляющих и пререкания с ними. Долго нерадивых работников не держали, система найма позволяла с легкостью увольнять неудобных сотрудников.

М.С. Кузнецов постоянно следил за развитием технологий в фарфоровой промышленности и успешно их заимствовал. Новые фабрики строились в соответствии с техническим прогрессом и передовыми достижениями производства. Так на Будянской фабрики в 1887 году были две паровые машины. Фабрика работала на каменном угле. Дулевская фабрика была так же одной из передовых. На фабрике имелся телеграф, телефон и все цеха были электрифицированы. А по техническому оснащению фабрика была одной из лучших в Европе.

Талант предпринимателя позволил М.С. Кузнецову вытеснить с рынка иностранных конкурентов, договорившись с Министерством финансов о запретительных таможенных пошлинах на ввоз иностранной посуды. А с договоренностями Ануфриева с вышестоящими чиновниками таможенные пошлины выросли с 1880-1893 годы до 20-50%.

Но все же, главным в кузнецовском маркетинге была осведомленность о вкусах и потребностях покупателей фарфоровой посуды. Еще при Терентии Яковлевиче Кузнецове было принято рассылать приказчиков с целью изучения спроса, определения ходового товара и получения ярмарочных заказов на посуду.

Как свидетельствуют данные, уже к 1890-му году постоянные торговые представители М.С. Кузнецова находились в Петербурге, Москве, Харькове, Ростове, Одессе, Киеве, Варшаве и Тюмени. В Москве и Петербурге работали по два представительства.

Если рассматривать ассортимент кузнецовской посуды, то большим спросом пользовался дулевский "агашечный" фарфор. Потребители предпочитали ярко раскрашенную посуду, с рисунком, нанесенным на фарфор не кистью, а просто пальцем. Смотря на успехи конкурентов, таких как завод А.Г. Попова, Кузнецовы начали производить декоративный фарфор. Весь фарфор того периода был ярким и аляповатым, и именно с помощью него М.С. Кузнецову удалось выйти на азиатский рынок и стать в Российской империи продавцом-монополистом.

Кузнецовский фарфор быстро реагировал на изменения спроса. Когда в конце 19 века когда растущему среднему классу потребовался фарфор как у аристократов, но по более приемлемым ценам, продукцию стали по стилю приближать к европейскому фарфору. Так, на Дулевской фабрике начали производить посуду, кричащую о состоятельности владельца, покрывая ее изнутри золотом.

М.С. Кузнецов хотел так же завоевать рынок высокохудожественной посуды, дорогой сегмент, позволявший выпускать штучный товар, который сможет производить впечатление даже на царственных особ. Единственный путь М.С. Кузнецов видел в завоевании этого сегмента посредством покупки фабрики Гарднера. При продаже фабрики был составлен специальный договор, по которому М.С. Кузнецов имел право ставить на продукцию марки завода Гарднера, использовать ее награды и медали, что очень помогло сбыту дорогостоящей продукции.

Товарищество М.С. Кузнецова впервые широко стали использовать механический декор - аэрографию, трафареты, декалькоманию, фотопечать. В 1900-е годы на Дулевской фабрике было почти 900 видов различных деколей, которые успешно заменяли труд живописцев. Часто механический декор дополнялся ручным, что позволяло повысить яркость и привлекательность изделий.

Модернизация с помощью механического декора не уменьшала необходимость художественного производства и декорирования. Кузнецов к производству привлекал и именитых художников, таких как В.Д. и Е.Д. Поленовы, И.А. Остроухов, М. Врубель, а разработкой новой продукции занимались Ф.О. Шехтель, А.С. Каминский и В.М. Васнецов.

Ассортимент Товарищества М.С. Кузнецова был по истине огромный. Согласно прейскуранту в самом начале 20 века покупателям предлагалось более 1700 наименований продукции: столовых, чайных и кофейных сервизов и отдельных предметов. Самой значительной группой была трактирная посуда, входящая в ассортимент всех заводов, по причине высокой доходности. В вопросах соотношения цена-качество продукции М.С. Кузнецова не было равных. Были в ассортименте товарищества и иконостасы, стоимость которых могла «осилить» только Российская Империя. Их выпускал завод в Тверской губернии. Завод так же выпускал плитку для облицовки стен, каминов, печей и другие изделия.

Таким образом, на рубеже 19-20 веков Товарищество М.С. Кузнецова стало самым известным и влиятельным производителем фарфора и фаянса в Российской Империи, а в 1902 году получило звание поставщика императорского двора. Годовой оборот Товарищества приближался к 7 млн. рублей, а охватываемый рынок составлял две трети от всего рынка посуды Российской Империи. Как и ранее он заботился о получении самых выгодных заказов. Кузнецов производил кружки, которые были розданы народу на Ходынском поле в коронационные торжества 1896 года.

Матвей Сидорович умер в 1911 году, распределив заводы и устроив их управление между своими детьми еще при жизни, так было заведено в их семье. Дело Кузнецовых процветало до революции 1917 года.

В 1918 году усадьба Кузнецовых, как и их фарфоровые предприятия были национализированы и разграблены. Отстраненные от семейного дела, Кузнецовы, потерявшие в России все, переехали в Ригу, где продолжала работать их фарфоровая фабрика до 1940 года, которая так же была национализирована с приходом советской власти. Часть семьи Кузнецовых смогла уехать на запад.

В последствии, именно заводы Кузнецова продолжили изготавливать фарфоровую посуду для советских граждан, иногда адаптируя ее, но в большинстве случаев продолжая выпуск продукции по ассортименту сложившемуся во времена М.С. Кузнецова. При этом дореволюционного наследия производства хватило на несколько десятилетий бесперебойной работы фабрик. Так история кузнецовского фарфора продолжалась и без семьи Кузнецовых, а уже советские фарфоровые заводы получали призы и медали международных выставок, за продукцию, разработанную еще Товариществом М.С. Кузнецова.

Сегодня, беря в руки то, что производилось 100 и более лет назад М.С. Кузнецовым, то, что бережно хранилось в домах как семейная история и история нашей страны, мы можем понять, какими качественными изделиями, даже для современного понимания, была его продукция, и сколь эффективным и масштабным было производство, оставившее столь славный след в истории огромного государства.

Никифорова Любовь

Специально для журнала

«Путеводитель Российского бизнеса»

ТПП РФ

Возврат к списку