Регистрация / Вход

Гузелия Имаева: «…важно развивать программы финансовой грамотности пожилых в контексте цифровых и дистанционных услуг»,

19.06.2018 Гузелия Имаева: «…важно развивать программы финансовой грамотности пожилых в контексте цифровых и дистанционных услуг»,

Каждый десятый пенсионер готов пользоваться современными способами платежей после обучения.

60% российских пенсионеров не знают о современных каналах проведения платежей, почти половина опрошенных старше 60 лет не рассматривают возможность использования интернет- или мобильного банка. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта «Финансовое поведение пожилых в контексте цифровизации», проведенного Аналитическим центром НАФИ в 2017 году и презентованного на днях на заседании Совета по социальным инновациям в сфере активного долголетия в Совете Федерации РФ*.

При условии предварительного обучения потенциально каждый десятый пожилой человек готов оплачивать товары и услуги в интернете с помощью банковских карт, пользоваться интернет-, мобильным банком или электронным кошельком.

Пожилых россиян можно отнести к категории наиболее финансово исключенных граждан. Среди непользователей финансовых услуг доля пожилых людей составляет 27%, в то время как в среднем по России доля непользователей не превышает 21%**.

Самая популярная финансовая услуга – платежи ЖКХ (79% пользовались ею за последние шесть месяцев). Вторым по популярности продуктом является банковская карта, оформленная работодателем или пенсионным фондом (68%).

Современные каналы платежей мало известны пенсионерам. Более 60% респондентов старше 60 лет не знают ни о мобильном банке, ни о мобильном и электронном кошельке, ни об интернет-банке, ни о возможности оплачивать товары и услуги в интернете с помощью банковской карты.

Несколько лучше пожилые россияне знакомы с переходными каналами платежей: оплата через терминалы и банкоматы с помощью наличных либо банковской картой знакома 2/3 респондентов старше 60 лет. Наиболее известными способами оплаты услуг для них являются традиционные каналы – отделения банков и отделения Почты России (90% и 84% соответственно).

Почти половина опрошенных пожилых россиян не рассматривают для себя возможность использования современных каналов платежей, несмотря на рост числа обладателей компьютеров и смартфонов***. Интернет-банком НЕ планируют пользоваться 42% пожилых людей, мобильным банком – 40%, электронным кошельком (Яндекс.Деньги, Qiwi, WebMoney) – 42% пожилых. При условии первичного обучения технологиям оплаты (с помощью специалиста, родственника) небольшая часть пожилых готова использовать эти каналы: интернет-банк – 5% опрошенных старше 60 лет, оплату в интернете с помощью банковских карт – 7%, мобильный банк – 4%, электронный кошелек – 6%.

Причины консерватизма – в привычном удобстве платежей через кассу банка и в недоверии дистанционным каналам. Подавляющее большинство пожилых считает наиболее удобным традиционный канал оплаты наличными в отделении банка (74% респондентов). Все остальные каналы, по их мнению, значительно уступают в удобстве: второй по удобству – платежный терминал или банкомат в банке (49% опрошенных), третий – оплата наличными через платежный терминал (43% опрошенных) и оплата картой через платежный терминал / банкомат (41%). Самыми неудобными способами оплаты пожилые люди считают дистанционные каналы: интернет-банк и мобильный банк (28% и 22% пожилых респондентов соответственно), а также электронный и мобильный кошельки (31% и 24% соответственно).

Цифровые каналы, по мнению пожилых россиян, значительно уступают в безопасности традиционным каналам. Так, оплату через кассу в отделении банка считают безопасной более 80% опрошенных, оплату наличными через терминал 43%, оплату картой через банкомат (35%), с помощью мобильного банка – 17%.

«Сегодня большое внимание уделяется развитию парадигмы активного долголетия, трансформации образа пенсионера. Один из самых ярких образов активного долголетия – иностранный турист старше 60 лет. Для понимания масштабов вопроса мы оценили сумму, которую готовы потратить российские пенсионеры на путешествия по России: это 437 млрд в год. Пока российский туристический сектор недополучает часть этих денег.

Безусловно, трансформация в сторону активного долголетия невозможна без проработки вопросов взаимодействия пожилых с деньгами. Обеспеченная и защищенная старость должна стать результатом финансово-грамотного поведения. Особенно важно развивать программы финансовой грамотности пожилых в контексте цифровых и дистанционных услуг», - отмечает генеральный директор «НАФИ» Гузелия Имаева

Справка

*В рамках исследовательского спецпроекта «Финансовое поведение пожилых в контексте цифровизации» были проведены кабинетное исследование, глубинные интервью с экспертами рынка, холл-тест и всероссийский репрезентативный опрос. Опрос проведен в декабре 2017 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Количество пожилых людей в возрасте 60 лет и старше, опрошенных в ходе омнибуса, составило 475 респондентов.

** Источник: НАФИ, «Уровень доступности финансовых услуг в Российской Федерации», 2016 г., n=5000.

*** Число обладателей устройств для выхода в интернет среди людей старше трудоспособного возраста, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), стремительно растет. Наиболее динамичный рост отмечается в старших возрастных группах. Если в целом по стране доля владельцев таких устройств выросла на 12 п.п. – (с 51% до 63%), то среди людей 55-59 лет рост составил 14 п.п., а среди пожилых в возрасте 60-69 лет – 26 п.п. (с 18% до 44%).

**** Источник: Росстат, 2017. Опрос НАФИ, 2017 (n=2000). Расчет на основе данных о доле россиян 55+ готовых путешествовать по России (30%) и средний расход для пожилых на одно путешествие –39 659 р.

Возврат к списку