Регистрация / Вход

Гендерные стереотипы на рынке труда.

11.03.2021 Гендерные стереотипы на рынке труда.
«Долгоиграющая» тема с вопросом гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин в еще вчера «мужском мире» не утихает в современном дискурсе. При этом есть такое ощущение, что именно с выводами пандемии наступил момент, когда появилось больше шансов вывести эту тематику с общественной риторики на реальную практику. К таким итогам в унисон пришли участники круглого стола на Заседании Совета ТПП РФ по ФПиИП 11 марта «Бизнес и карьера: юридические аспекты реализации прав женщин». Одним из модераторов дискуссии выступил Владимир Андреевич Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово промышленной и инвестиционной политике.

Присутствие женщин на рынке труда не становится меньше, соответственно случаи ограничения возможностей женщин в реализации их возможностей как лидеров и профессионалов становятся достоянием общественности и требуют выработки системы единых действий.

Что сегодня может предложить система ТПП и почему так важно противостоять гендерным стереотипам на рынке труда – рассказала в своем выступлении ректор Международного института Менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ Анна Палагина. Преобладание в обществе гендерных стереотипов обусловлено историческими и биологическими факторами, ментальными особенностями. По оценкам Минэкономразвития, около 40% россиян согласны, что построить карьеру и получить повышение проще мужчинам, и только 6% считают, что женщинам. 24% россиян согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями. При этом в России одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей - 41%.

2020 год актуализировал «женскую повестку», прежде всего, в связи с тем, что пандемия может усугубить гендерное неравенство на рынке труда. К таким результатам пришли аналитики экспертно-аналитического ресурса ООН «Женщины мира-2020». В действительности пандемия по-разному отразилась на компаниях, возглавляемых мужчинами и женщинами, особенно в малом и среднем бизнесе. Компании, возглавляемые женщинами, сообщили о более сильном воздействии COVID-19 на их бизнес. По данным опроса, приведенным в докладе Международного торгового центра: «Обзор конкурентоспособности МСП-2020. Большой карантин и его влияние на малый бизнес», около 64% фирм, возглавляемых женщинами, заявили, что их бизнес сильно пострадал от кризиса, по сравнению с 52% компаний, возглавляемых мужчинами. По мнению экспертов, это означает, что компании, возглавляемые женщинами, более чувствительны к кризисам или пользуются меньшей поддержкой.

В своем выступлении Анна Палагина особое внимание остановила на лучших практиках системы ТПП по преодолению дисбаланса в представленности женщин в экономике. В первую очередь, через вовлечение их в предпринимательскую деятельность и содействие в повышении конкурентоспособности на рынке труда. Например, в прошлом году разработана, а в этом году стартовала программа ДПО «Цифровая мастерская» (https://mimop.justclick.ru/mainsite ). Она направлена на повышение цифровой грамотности и вовлечение в профессии IT. Не теряет своей значимости программы МИМОП, связанные с повышением финансовой грамотности женщин. С 2017 году институтом реализуется программа финграмотности для предпринимателей, разработанная по результатам исследования для Банка России – Определение потребности МСП в финансовом просвещении.

АН2.jpgБольшой потенциал в 2020 году продемонстрировали женщины, вовлеченные в наш специальный проект с ЦЗН города Москвы. Для категорий «женщины, имеющие детей до 7 лет», «50 +» МИМОП осуществлял профессиональное обучение и переквалификацию. Однако, исследование среди выпускников программы подтвердило справедливость высказывания Маргарет Тэтчер, что «дом – это центр жизни женщины, но не ее граница». Женщины уже в ближайшее время рассматривают возможность открытия собственного дела и продолжения обучения по освоению новых профессий. В этом им необходимо помочь. Например, одно из конкретных предложений МИМОП - выйти с предложением в МинТруд и МинЭк по объединению и корреляции основных положений и показателей нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Демография». Учитывая то, что Национальный проект МСП рассчитан, в том числе, на решение проблемы занятости женщин через вовлечение их в предпринимательскую деятельность и создание новых рабочих мест, МИМОП видит целесообразным объединить усилия Минтруда и Минэкономразвития. МИМОП выступает с предложением создания совместного проекта с Торгово-промышленной палатой по обучению предпринимательской деятельности слушателей Программ профессионального обучения, в частности Центра занятости населения г. Москвы и соответствующих структур других регионов. Фактически проект послужит продолжением индивидуальной профессиональной образовательной траектории участников программы ЦЗН, что позволит, освоив востребованные навыки, применять их как самозанятому, индивидуальному предпринимателю.

Для достижения равенства женщин и мужчин уже принято немало мер, однако необходимо уделить данной теме особое внимание и разработать комплекс инициатив для борьбы со стереотипизацией как на государственном уровне, так и среди представителей бизнеса и культурной среды. Особое внимание стоит уделить развитию цифровой экономики. Она способствует достижению равенства женщин и мужчин, открывая широкие возможности для онлайн-обучения, удаленной работы и построения бизнеса. Цифровизация позволяет женщинам совмещать рабочие процессы с домашними делами и развивать свой потенциал наравне с мужчинами.



Возврат к списку