Регистрация / Вход

Эксперт о проблемных аспектах нового ТК ЕАЭС

24.07.2017 Эксперт о проблемных аспектах нового ТК ЕАЭС В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике.
Участники дискуссии обсудили проблемные аспекты нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступающего в силу с 1 января 2018 года, и процесс подготовки и принятия предусмотренных им решений Евразийской экономической комиссии. Речь также шла о ходе разработки нового федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» и о возможных путях минимизации контакта декларанта с таможенным органом оформления. Законопроект предполагает необходимость принятия нормативных актов Евразийской экономической комиссии, позволят урегулировать вопросы, которые не регламентируются кодексом, и разрешить возможные противоречия между старыми актами и новым сводом законов. Какие проблемные аспекты нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, каковы перспективы и механизмы их урегулирования, свое экспертное мнение дает Ольга Гречкина д.ю.н. профессор кафедры «Правовое регулирование таможенного дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС),


Справка
Ольга Владимировна Гречкина адвокат.
Опыт работы по юридической специальности
8 лет работы в Транспортной прокуратуре в сфере по надзору за исполнением законодательства таможенными органами;
Более 15 лет (с 2002 года) опыта работы по таможенным спорам в качестве адвоката. 


1. Согласно статье 19 Проекта Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются также ЕЭК.
В соответствии с п. 4 статьи 51 ТК ТС техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляет ФТС России, в том числе готовит к опубликованию ТН ВЭД и пояснения к ней. Налицо передача ряда полномочий на наднациональный уровень, то есть от национальных органов государств-членов ЕАЭС к наднациональным, в качестве одного их которых выступает ЕЭК. Это требует подготовки и принятия соответствующих актов на уровне ЕАЭС, регламентирующих административные процедуры технического ведения ТН ВЭД.
2. В настоящее время случаи подачи декларации на товары на бумажном носителе утверждены на национальном уровне, например в РФ – Постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 N 1154 "О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме". В Проекте эти случаи прописаны в п. 4 статьи 104, при этом перечень этот открытый, то есть ЕЭК и законодательство государств-членов ЕАЭС могут устанавливать и иные случаи возможности письменного декларирования товаров. Таким образом, должен быть принят соответствующий нормативный акт – решение ЕЭК.
3. В Проекте появилось новое понятие «аннулирование выпуска товаров». Согласно п. 4 статьи 118 Проекта при отзыве таможенной декларации в определенных случаях, таможенный орган аннулирует выпуск товаров. ЕЭК и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных ЕЭК, также могут определяться случаи и условия, когда выпуск товаров может быть аннулирован таможенным органом по мотивированному обращению декларанта. Порядок совершения таможенных операций, связанных с аннулированием выпуска товаров, определяется ЕЭК, а в части, не урегулированной ею, - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Таким образом, одновременно с вступлением в силу Проекта должны вступить в силу Решение ЕЭК и (или) национальный акт, регламентирующий административную процедуру аннулирования выпуска товаров.
4. С учетом того, что Проект коренным образом меняет инструментарий таможенного контроля, к которому помимо форм таможенного контроля отнесены и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, необходимо к моменту вступления в силу ТК ЕАЭС существенно обновить нормативную базу государств-членов ЕАЭС применительно к таможенному контролю. Согласно п. 3 статьи 310 Проекта порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таким образом, на уровне национального законодательства должны быть регламентированы технологии таможенного контроля (и в отношении форм таможенного контроля, и в отношении мер, обеспечивающих его проведение).
5. Проект развивает институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Если по ТК ТС таможенные органы ведут реестр уполномоченных экономических операторов и обеспечивают его опубликование в порядке и по форме, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 40 ТК ТС), то в Проекте предусмотрена двухуровневая система реестров – в каждом государстве-члене ЕАЭС и общего реестра УЭО, который ведется ЕЭК. Согласно п. 2 статьи 431 ЕЭК на основании реестров уполномоченных экономических операторов, которые ведутся таможенными органами, формирует общий реестр уполномоченных экономических операторов, размещает его на официальном сайте Союза в сети Интернет и обеспечивает его обновление не реже 1 раза в месяц. При этом форма общего реестра УЭО, порядок его формирования и ведения, а также технические условия представления данных, содержащихся в реестрах уполномоченных экономических операторов, которые ведутся таможенными органами, определяются ЕЭК. Учитывая данную новацию, к моменту вступления в силу ТК ЕАЭС должны быть приняты решения ЕЭК, регламентирующие процедуры ведения общего реестра УЭО.

Возврат к списку