Регистрация / Вход

Анна Палагина: родители становятся основным «заказчиком» высшего образования в России

25.11.2022 Анна Палагина: родители становятся основным «заказчиком» высшего образования в России

Согласно данным Росстата за 2022 год, 25 миллионов работников на российском рынке труда имеют высшее образование (34,9%). Тем не менее, в последнее время в среде молодежи наблюдается тенденция к снижению доли тех, кто решает продолжить свое обучение в высших учебных заведениях – не в последнюю очередь это связано с ростом престижа и востребованности среднего профессионального образования (СПО). С растущим спросом на «синих воротничков» – важного ресурса развития экономики – государство становится все более заинтересовано в развитии и модернизации колледжей и техникумов.

По данным статистического обзора «Среднее профессиональное образование в России», опубликованного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, среди молодежи растет востребованность программ подготовки специалистов среднего звена. На начало 2021/2022 учебного года 3,4 млн человек обучались в России по программам СПО. За последние 20 лет больше чем на треть выросла доля выпускников 9-х классов, выбирающих среднее профессиональное образование. Несмотря на сохранение высокого социального запроса на высшее образование среди выпускников школ, в вузы поступают только 70% старшеклассников.

В такой ситуации целесообразно задаться вопросом, что влияет на выбор дальнейшей образовательной траектории старшеклассников. В научной статье 2021 года «Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России» эксперты Института образования НИУ ВШЭ утверждают, что социально-экономические характеристики семьи напрямую сказываются на выборе выпускников при поступлении. Серьезное влияние на этот выбор оказывают ценности, формируемые в семье, а также уровень образования, дохода и престижность профессии родителей. Более высокий уровень авторитетности высшего образования закономерно наблюдается в семьях с большими доходами.

Низкие доходы семей самая распространенная причина отказа от высшего образования.

В то же время в исследовании, опубликованном в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» указывается, что решение старшеклассников получать образование в системе СПО часто сопряжено с низким социально-экономическим статусом семьи. Большинство одиннадцатиклассников, опрошенных в рамках исследования, заявили, что рассматривали колледж в качестве вынужденного решения. Примечательно, что дети из семей с низким доходом указали, что изначально предпочли бы обучение в вузах, однако поступлению туда им помешали финансовые проблемы семьи.

Сокращение охвата молодежи высшим образованием происходит одновременно с очевидным изменением материального уровня обучающихся: 2/3 студентов российских вузов из наиболее обеспеченной группы населения.

По мнению ректора Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ Анны Палагиной, в текущей ситуации именно семья становится «заказчиком» системы высшего образования, напрямую влияя на выбор старшеклассника.

В случаях, когда семья становится своего рода «финансовый рычагом воздействия» на выбор послешкольной образовательной траектории ребенка, родители часто определяют этот выбор, основываясь на собственных устойчивых представлениях о перспективных специальностях, и образовательный статус семьи задает установку на финансовое обеспечение ребенка в сфере получения образования. Итоги мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС «Выбор семьями образовательных траекторий для детей» свидетельствуют, что получение высшего образования остается социальной нормой, при этом материальная обеспеченность семьи существенно влияет на стремление родителей дать детям высшее образование. Готовность нести расходы на образование чаще наблюдается в семьях, где родители имеют высшее образование.

Растет запрос на участие родителей в студенческой жизни взрослого ребенка. Современные родители чаще вовлекаются в образовательный процесс, оспаривая содержание образования и предлагая свои формы участия в университетской жизни. О том, что родители студентов хотят больше участвовать в учебном процессе, говорит исследование Уральского федерального университета, согласно которому 44% опрошенных родителей заявили, что хотели бы получать информацию через личные кабинеты родителей, а 30% респондентов выразили желание участвовать в родительских собраниях, иметь доступ к вузовскому навигатору и возможность звонить на специальные горячие линии вузов. При этом многие родители готовы активно участвовать в университетской жизни: устраивать экскурсии студентам на свое место работы, организовывать практики или стажировки для студентов, брать на себя роль наставников, заказчиков студенческих проектов и даже членов государственных экзаменационных комиссий при сдаче госэкзаменов и защите ВКР.

С точки зрения Анны Палагиной, сегодня родителей все больше заботит качество образования, его содержание и возможности индивидуализации, и наметившаяся тенденция к повышению родительской вовлеченности в учебу студентов создает поводы для переосмысления образовательной парадигмы.


Читать пост Анны Палагиной в TenChat

Возврат к списку