Регистрация / Вход

Анна Палагина: «Проводимые институтом исследования, позволяют быстро надстраивать образовательные практики для бизнеса»

22.03.2018 Анна Палагина: «Проводимые институтом исследования, позволяют быстро надстраивать образовательные практики для бизнеса»

Директор Фонда развития промышленности (ФРП) Роман Петруца комментируя в интервью “Ъ” качество инвестиционных проектов, поступающих в ФРП одним из узких мест отмечает проблему с навыками финансового моделирования, особенно в регионах.

Какие образовательные программы, нацеленные на решение данной проблематики готова предложить сегодня система ТПП РФ, выступающая партнером фонда, и о том какие наработки уже существуют свою экспертную оценку дает ректор МИМОП ТПП РФ, д.э.н. Анна Палагина

В разных странах уровень финансовой грамотности и охват населения финансовыми инструментами значительно отличаются. Существуют различные программы повышения финансовой грамотности и финансового просвещения, определяемые национальной спецификой страны. Такие программы существуют в США, Германии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Канаде и других странах. Россия занимает девятое место в составленном ОЭСР рейтинге финансовой грамотности населения стран G20.

За более чем 70-летнюю историю развития страны в рамках социалистической модели экономики у граждан стерлось какое-либо представление о самых простых финансовых продуктах и услугах.

Чтобы решить данную проблему в сентябре 2017 года российским Правительством была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности РФ на 2017-2023 годы.

Банком России создан специализированный информационный ресурс (сайт) по финансовой грамотности, выпускаются и размещаются в Интернете мультимедийные онлайн-материалы.

Согласно результатам исследований, за последние годы уровень финансовой грамотности россиян вырос. Работа в этом направлении продолжается благодаря совместным усилиям Минфина России, Банка России и профессионального образовательного сообщества.

В рамках этой работы по заказу Банка России было проведено исследование уровня финансовой грамотности субъектов малого и среднего бизнеса.

Инициатором проведения данного исследования явилась Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ).

В текущей экономической ситуации необходимо было увязать вопросы финансовой грамотности предпринимателей с готовностью малого бизнеса работать в определенных условиях. Одним из ключевых вопросов развития любого бизнеса является умение не только привлекать финансовые ресурсы, но и умело их использовать. В то же время ситуация несколько ограничивается тем, что процентные ставки на кредиты достаточно высоки в России, но тем не менее, умение работать с заемными ресурсами – это важная задача для современных предпринимателей.

АНО «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» ТПП РФ (МИМОП ТПП РФ) как универсальный и доступный образовательный сервис ведет системную работу во всех регионах Российской Федерации, ориентируясь, с одной стороны, на Федеральные целевые программы государства, с другой - на новые институты поддержки бизнеса, в том числе и ФРП.

Проводимые институтом исследования, участие через систему ТПП в законотворческой деятельности, возможность разработки методик позволяет быстро надстраивать образовательные практики для бизнеса в соответствии полученными результатами исследований, с меняющимися запросами рынка и появляющимися вызовами.

Очевидно, что инициатива ТПП РФ совпала со стратегическими задачами Центрального банка. Прежде чем приступить к исследованию была проведена значительная подготовительная аналитическая работа. Обсуждали, все за и против, рассматривали различные подходы к понимаю, что такое финансовая грамотность, из чего она состоит, какие элементы могут в нее входить, какие темы могут оказаться наиболее проблемными, а какие, наоборот, второстепенными. Институт также подготовил аналитические материалы, провел сравнительный анализ того, как это делается за рубежом, как это влияет на развитие сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП).

Репрезентативная выборка включала около 2500 респондентов из числа предпринимателей. Соответственно, делались расчеты на 20-25 регионов. В исследовании приняли участие регионы, которые являются наиболее показательными с точки зрения сосредоточения малого и среднего бизнеса. Выбранные регионы представляли практически все федеральные округа. Получился некий географический срез, который реально было охватить в имевшихся временных рамках.

Исследование уровня финансовой грамотности субъектов малого и среднего бизнеса показало, что уровень финансовой грамотности у предпринимателей совсем незначительно отличается от уровня финансовой грамотности населения в целом.

Вторым важным итогом исследования явилось то, что более половины предпринимателей хотят участвовать в образовательных проектах.

В этой связи, МИМОП ТПП РФ являясь, с одной стороны, достаточно крупной корпорацией – экспертов, менеджеров, коммуникаторов между бизнесом и властью, лоббистов, специалистов в сфере продвижения, внешне экономической деятельности, партнерской структурой, при этом является одновременно и универсальной сервисной платформой по оказанию более, чем 500 услуг предпринимателям, определил наиболее востребованные форматы обучения, и это стало третьим важным результатом исследования.

Безусловно, мы учитываем запросы наших партнёров для совершенствования образовательных программ обучения предпринимателей, и используем в дальнейшей работе ТПП РФ на федеральном и региональном уровнях, а также учитываем их в учебных планах МИМОП. 

Возврат к списку