Регистрация / Вход

А вправду ли мал твой бизнес?

16.11.2017 А вправду ли мал твой бизнес? Заказчики, которые работают по закону № 44-ФЗ, обязаны предоставлять преимущества субъектам малого предпринимательства (СМП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Выполнять эту обязанность можно по-разному, но самый популярный способ – это установить при проведении конкурентной закупки ограничение, в соответствии с которым принять участие в ней смогут только СМП и СОНКО (ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ). Но не все так просто.

В этом случае от претендента требуется просто продекларировать в заявке свою принадлежность к СМП или СОНКО. А задача закупочной комиссии заказчика – удостовериться, что в заявке имеется указанная декларация. Иначе заявку следует отклонить.
Долгое время закупочные комиссии заказчиков по ряду причин не оценивали достоверность деклараций о принадлежности к СМП. Оказалось, что для этого не существовало правовых инструментов: у заказчиков нет права заставлять участников закупок документально подтверждать свое соответствие критериям, по которым хозяйствующих субъектов относят к числу СМП.
Однако с 1 августа 2016 года вступила в силу ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (закон № 209-ФЗ). С этого момента ФНС России стала вносить сведения о СМП в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на сайте rmsp.nalog.ru.
Это нововведение сильно повлияло на практику закупок, создав одновременно для СМП и СОНКО повод для волнения. Что делать, если участник закупки заявил о своей принадлежности к числу СМП, а в реестре МСП сведений о нем нет? Не означает ли это, что он представил недостоверные сведения о своей принадлежности к СМП?
Этот вопрос волнует не только закупочные комиссии, но и участников закупок. Представьте, что стопроцентный СМП, внесенный в реестр, занял в торгах второе место после участника, о котором сведений в реестре МСП нет. В глазах этого второго участника победителем закупки неправомерно признано лицо, которое не относится к СМП. А значит, логично добиваться пересмотра итогов закупки, жалуясь в ФАС России.
За год с небольшим, который прошел после появления реестра МСП, появилась первая правоприменительная практика по этому вопросу, и в ней выявилось два подхода.
1. Если участника закупки нет в Реестре МСП, его декларация о принадлежности к СМП недостоверна
Контрольные органы, которые так считают, убеждены в том, что статус СМП появляется у участника закупки только после включения его в реестр. Если там его нет, то заявку следует отклонить за недостоверную декларацию о принадлежности к СМП.
Данный подход получил широкое распространение среди территориальных управлений ФАС России. Такие решения принимали, в частности, контрольные органы Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Республики Карелия и Хабаровского края. Поддерживает его и первая судебная практика по рассматриваемому вопросу, в частности, постановление Восьмого ААС от 19.06.2017 № 08АП-5276/2017 по делу № А46-313/2017.
Если после отклонения участник закупки докажет, что сведений о нем нет в реестре МСП по ошибке, контрольные органы могут отреагировать на это по-разному. Они могут указать, что участник закупки сам виноват: надо было принимать меры к своевременному исправлению ошибки (см. решение Омского УФАС России от 31.08.2017 № 03-10.1/239-2017). Но они также могут признать отклонение неправомерным, поскольку фактическая принадлежность участника закупки к СМП доказана (решение Новосибирского УФАС России от 21.07.2017 № 08-01-289).
В то же время, существует вероятность, что территориальные налоговые органы прекратят признавать принадлежность к СМП участников закупок, о которых нет сведений в реестре МСП. До настоящего времени такая практика была широко распространена. Письмом от 08.08.2017 № ГД-4-14/15554@ ФНС России указала на недопустимость этого и разъяснила, что принадлежность к СМП подтверждается исключительно данными реестра.

2. Использовать реестр МСП в закупках по закону № 44-ФЗ не нужно
Другими словами, «декларация о принадлежности к числу СМП – это всё, что требуется от участника закупки по закону № 44-ФЗ». Такая позиция тоже встречается в решениях территориальных органов ФАС по Кировской области, ЯНАО, Краснодарскому краю и Санкт-Петербургу.
Обычно этот аргумент усиливается ссылкой на то, что иногда в реестре МСП сведений о малых и средних предприятиях может не быть по вполне объективным причинам. Ведь обновление реестра происходит по 10-м числам каждого месяца, и данных о предприятии, зарегистрированном менее, чем за месяц до момента подачи заявки, может в нем и не быть.

С использованием сведений из Реестра МСП в закупках по Закону № 44-ФЗ связаны еще два вопроса.
1. Может ли участник закупки вместо декларации о принадлежности к СМП представить выписку из реестра МСП?
Нет, нахождение участника закупки в реестре МСП не освобождает его от обязанности декларировать свою принадлежность к СМП. Такие решения были приняты контрольными органами Мурманской и Новосибирской областей.
2. Как быть, если в реестре МСП указано, что участник закупки, заявляющий о принадлежности к СМП, является средним предприятием?
Контрольные органы в сфере закупок однозначно трактуют это как предоставление недостоверной декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (см. решение Новосибирского УФАС России от 16.03.2017 № 08-01-57).
Выводы:
Участникам закупок, претендующим на статус СМП, стоит убедиться, что информация о них включена в реестр МСП. Если он не содержит данных об участнике либо содержит ошибочные данные, то следует принять меры к тому, чтобы сведения из реестра гармонировали с декларацией участника закупки о принадлежности к СМП. До тех пор, пока этого не произойдет, имеет смысл включать в заявку дополнительные документальные доказательства своей принадлежности к СМП. Иначе есть риск, что декларацию о принадлежности к СМП признают недостоверной.

Олег Гурин

Возврат к списку