Регистрация / Вход

Знаки отличия

30.05.2019 Знаки отличия  Сергей Фабричный,
член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, профессор РАНХиГС


Произвести хороший продукт и обеспечить каналы его продвижения на целевом рынке. Достаточно ли этого, чтобы эффективно конкурировать в современных условиях? Уже нет. Особенно если этот рынок внешний, где давно мало быть просто лучшим в своем сегменте. Уникальность и яркая индивидуальность бренда – вот то, что сегодня требуется от экспортного продукта для достижения конкурентного преимущества на зарубежных рынках. Поэтому крайне важно знать, как можно защитить собственную эксклюзивность по международным стандартам.

Правовая поддержка отечественных брендов – важное направление деятельности в рамках развития экспортного потенциала страны. 
Такая поддержка позволяет экспортерам не только защитить свою интеллектуальную собственность (ИС) на международном рынке, но и повысить капитализацию региональных брендов. К сожалению, из-за низкой правовой культуры российские предприятия не всегда осознают ценность защиты ИС и, выходя на зарубежные рынки, сталкиваются с совершенно иным отношением к промышленной и сервисной интеллектуальной собственности, с культурой, где защита своего бренда является нормой, поэтому нередко попадают в правовые коллизии, которые им обходятся довольно дорого. 
Вместе с тем, правовая защита региональных брендов на зарубежных рынках – это лишь часть деятельности по реализации региональной экспортной стратегии. 

Другим направлением является работа над созданием новых брендов, в том числе брендов самих территорий
Используя территориальные бренды, местные производители имеют возможность не только расширить географию поставок за счет дополнительного канала продвижения, но и связать свою продукцию с аутентичностью территории. Особенно, когда речь идет об экспорте товаров и услуг, непосредственно связанных с конкретным местом. В частности, туристских услуг или эксклюзивной гастрономической продукции, как, например, в Новгородской области, где для подобной поддержки экспортеров был создан территориальный бренд «Русь Новгородская». Его логотип производители могут использовать бесплатно в своих маркетинговых материалах или размещать на упаковке.
Территориальный брендинг расширяет экспортный потенциал предприятий и на местном уровне. Например, Старорусский район Новгородской области одним из первых муниципалитетов в стране зарегистрировал словесный знак «Старорусский» по восьми классам МКТУ, и теперь на условиях сублицензирования имеет возможность предоставлять право локальным компаниям производить товары и услуги под одноименным брендом, получая за его использование дополнительные доходы. Старая Русса обладает потенциалом города-курорта, лечебные грязи которого считаются эталонными по своему химическому составу. Однако город до сегодняшнего момента не имел инструмента монетизации данного потенциала и получения природной ренты в местный бюджет. Территориальный бренд «Старорусский» является таким инструментом, предоставляя району возможность экспортировать локальную продукцию и сервисы, например, минеральную косметику или эксклюзивные бальнеологические услуги.

Однако территориальные бренды сегодня нуждаются в дополнительной правовой защите, атрибуты которой содержатся в законопроекте, вносящем изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, с целью введения в оборот нового вида интеллектуальных прав – «географические указания». В случае принятия данного закона российское законодательство синхронизируется с международными нормами, вследствие чего экспортный потенциал российских регионов значительно расширится.

Возврат к списку