Регистрация / Вход

Защищать и просвещать

30.10.2019 Защищать и просвещать Москва – регион уникальный. Как город-универсал, не имеющий единственной экономической специализации, он в определенной степени задает тон деятельности работающих здесь государственных структур и общественных институтов, которые должны функционировать исключительно в режиме «все обо всем». «Путеводитель российского бизнеса» побеседовал с лидером крупнейшего бизнес-объединения российской столицы – президентом Московской торгово-промышленной палаты. Об оперативной реакции на вызовы времени, нюансах популяризации предпринимательства,
флагманском проекте МТПП «Бизнес-маркет» и шансах Москвы на право принимать Всемирный конгресс торговых палат Владимир Платонов рассказал
в нашем интервью.


Время покажет

О логике появления новых гильдий в МТПП
Торгово-промышленная палата создана предпринимателями для предпринимателей. Поэтому, когда к нам приходят новые люди, рассказывают о своем бизнесе и изъявляют желание сформировать гильдию, комитет или комиссию, мы отвечаем: «Рады вас видеть». И создаем все условия для того, чтобы это новое объединение появилось и успешно работало. Напомню, гильдии объединяют в нашей палате предпринимателей по профессиям, комитеты – по направлениям для решения какой-то проблемы, комиссии – по странам, с которыми ведется сотрудничество. Как события развиваются дальше, опять же, решают сами предприниматели. Если работа не пошла или интерес к теме пропал, направление оказалось не востребовано, через 2–3 года мы ликвидируем объединение. Тем более, что недостатка в инициативных людях, которые приходят к нам с очередными идеями, у нас нет.
Естественно, новые подразделения в МТПП появляются в ответ на то, что происходит в стране. Мы живем в эпоху «цифры», поэтому не так давно в МТПП появилась гильдия, которая занимается цифровыми технологиями. У нее получился отличный дебют: на крупнейшей мировой выставке электронных технологий CEATEC в Японии стартапы, впервые представленные нашими «цифровиками», вызвали большой интерес всемирно известных корпораций и сразу же принесли предварительных контрактов на 64 миллиона долларов.
За 30 лет в России предпринимательство прошло путь от тотального запрета до популяризации на высшем уровне. Конечно, нам нужно изучать чужой опыт, не забывая про отечественную специфику. За рубежом уже давно существует понятие социальной ответственности бизнеса. Там недостаточно просто платить налоги – государство внимательно смотрит, что было сделано предпринимателями для социализации общества. У российских предприятий также должно быть скажем так, современное лицо. Для обмена лучшими практиками мы создали Гильдию устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и соци- ального предпринимательства.
В последнее время прилично изменился портрет нашего бизнес-сообщества – все большую роль стали играть индивидуальные предприниматели, самозанятые, фрилансеры. К тому же из-за кризиса многим стало проблемно арендовать большие площади, возникла потребность в офисных и произ- водственных площадях нового типа, популярностью стали пользоваться технопарки, инновационные офисные центры, коворкинги. В результате в МТПП недавно были созданы Гильдия операторов офисного пространства и коворкинга, Комитет по вопросам промышленной и инвестиционной политики, созданный для развития технопарков. Это лишь несколько примеров: развивается город, трансформируется экономика и структура Московской палаты видоизменяется по инициативе бизнеса, который стремится соответствовать требованиям времени.
Мы всегда говорим предпринимателям: не мы должны придумывать для вас работу, вы сами предлагаете темы и проблемы, требующие обсуждения и решения. Задача палаты – оперативно донести их до власти, поскольку к нашему мнению прислушиваются.

Кто заказывал такси?

О решенных городских проблемах
В 80-е годы государство посчитало: вот раздадим собственность, и рынок сам все отрегулирует. Так мы приватизировали таксопарки, не подумав, что рынок не сможет ничего отрегулировать, если не создать условия для развития рыночных отношений. И вот тогда на смену профессиональным московским таксистам пришли «бомбилы», что никак не шло на пользу городу.
Новая команда под руководством Сергея Собянина совместно с нашей Гильдией такси (Комитетом по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом), проанализировав сложившуюся ситуацию, выработала единственно правильный путь для возрождения в Москве цивилизованного городского такси – менять федеральное и городское законодательство. После обращений в Госдуму и Мосгордуму были внесены поправки в законы, и в результате достаточно быстро количество легальных таксистов в Москве выросло в двадцать раз – с пяти до ста тысяч. Наша гильдия продолжает работать, мы внимательно изучаем и локализуем имеющиеся проблемы. Например, знаем, что уже необходимо законодательно урегулировать работу агрегаторов и применять самые жесткие санкции, чтобы окончательно искоренить нелегалов, которые дискредитируют понятие «московский таксист».

Еще один яркий пример нашей работы – внедрение патентов. Когда в начале «нулевых» мы начали пробовать введение патентной системы налогообложения, для начала по двум десяткам микробизнесов, выяснилось, что они были в глубокой «тени». Например, в Москве легально работали всего две няни! Сейчас патенты введены уже на 81 вид предпринимательской деятельности, это растущий, а главное вполне цивилизованный рынок.

Малый бизнес в Москве активно развивается. На днях Сергей Собянин с гордостью заявил на встрече с членами клуба «Валдай», что 800 тысяч небольших компаний и индивидуальных предпринимателей формируют основную часть доходов Москвы, составляют устойчивую основу для экономики города. Поэтому МТПП, главная задача которой – поддержка городского бизнес-сообщества, постоянно работает над тем, чтобы находить новые и новые формы самореализации для инициативных людей.

Территория доверия
О проекте «Бизнес-маркет»

Мы подхватываем любые конструктивные идеи, потому что они идут от предпринимателей, которые всегда стремятся к наиболее эффективному решению проблем. Так получилось и с нашим В2В-маркетплейсом «Бизнес-маркет», который мы презентовали на Всемирном конгрессе торговых палат в Рио-де-Жанейро. Очень приятно, что из 74 участников мы вошли в число 15 финалистов, а в категории «Самые оригинальные проекты» стали и вовсе вторыми.
К нам в палату пришли молодые увлеченные ребята, которые предложили идею создания онлайн-площадки, объединяющей каталог деловых услуг членов ТПП, систему скидок, а также базу данных обо всех этих организациях, тщательно проверенную Палатой. Ведь в чем проблема всем известных маркетплейсов типа Alibaba и Amazon? Как раз в том, что зачастую нет доверия к контрагентам, приходится все перепроверять. У нас это исключено априори, вход на площадку происходит через ТПП, что дает определенные гарантии надежности, поэтому таким эффективным представляется сотрудничество в рамках «Бизнес-маркета» членов торгово-промышленных палат из разных регионов и стран. Международные сделки переносятся в онлайн-формат, что существенно упрощает весь процесс и минимизирует риски. В условиях проведения конкурса в Рио было написано: ваш продукт должен быть легко реализуем другими палатами. И здесь мы совершенно точно «попали в яблочко». В процессе неформального общения мы действительно увидели живой интерес иностранных коллег. Ведь наряду с огромными раскрученными онлайн-площадками система ТТП имеет полное право создавать свое защищенное от мошенничества пространство, где есть полное доверие и взаимопонимание людей, которые по собственной воле вступили в объединение предпринимателей, чтобы работать, помогая друг другу.
Другая идея, которую мы сейчас реализуем, возвращает нас во времена, когда Советский Союз готовил огромное количество специалистов для развивающихся стран. На площадке РУДН создан Клуб работодателей, который я возглавляю. Это проект, объединяющий сферу бизнеса и образования, который формируется через уже имеющийся и будущий потенциал выпускников российских и советских вузов. Мы взаимодействуем с ассоциациями выпускников из 157 стран. Эти люди, рассеянные по всему миру, знают не только русский язык, но и нашу национальную специфику. Многие из них сделали прекрасную карьеру, работают во власти и бизнесе. Налаживание таких контактов может помочь организовать действительно взаимовыгодное сотрудничество. 

Оцени себя сам
О понимании предпринимательства

Сегодня много говорят о том, что многочисленные меры поддержки в рамках популяризации предпринимательства – это такая палка о двух концах. Что ж, давайте порассуждаем. Если посмотреть на действия властей во временном срезе, они действительно меняются. Вы знаете, как мы заманивали первых предпринимателей в Сити, который тогда называли «грязной вонючей ямой»? А сколько там стоит квадратный метр сейчас? Сколько налогов мы получаем благодаря Сити? Анализируя любые действия властей, мы должны прежде всего смотреть, на что конкретно направлена эта помощь. Безусловно, стимулировать развитие предпринимательства нужно, но деньги надо вкладывать и в просветительские мероприятия, объясняющие, что предпринимательство – это сумасшедший тяжелейший труд, который не предполагает ни отпусков, ни выходных. Даже если ты начальник, работающий по найму, то всегда можешь закрыть кабинет и уйти в отпуск. А вот если работаешь сам на себя, то никогда так не сделаешь, не подумав над тем, как все будет работать в твое отсутствие. Об этом людям тоже надо рассказывать, чтобы у них не создавалось ложной иллюзии легкой и доступной каждому работы в бизнесе. Слово «предприниматель», несмотря на всю популяри- зацию, и так в общественном восприятии находится отнюдь не на высоком уровне – где-то между «депутатом» и «чиновником». Поэтому так важны различные образовательные программы, благодаря которым можно оценить силы на старте, взвесить все «за» и «против». Но главное, это снизит риск финансовых неудач, к ним многие объективно не готовы – тут нужен особый склад характера.

Это в ваших интересах
О ключевых компетенциях лидера

Каждая предыдущая деятельность, будь то работа на заводе, служба в армии, обучение в Университете дружбы народов, где я получил сразу три образования – юридическое, политическое и интернациональное, или работа в прокуратуре, очень помогала мне в последующем. Например, работая в Московской городской Думе, я привык спокойно относиться к критике, стал этаким толстокожим бегемотом, что по нашим временам небесполезно. Когда на тебя регулярно льется поток, мягко скажем, несправедливых обвинений, это хорошо способствует «закалке». При этом все, кто сталкивался со мной по работе в парламенте, подтвердят, что мы всегда действовали в интересах москвичей. Вероятно, сегодня мало кто помнит, что именно депутаты в свое время остановили введение повременной оплаты за городской телефон. Была такая занятная инициатива от наших прекрасных компаний-операторов... А ведь таких историй было не одна и не две. Это даже если не вспоминать работу с тысячами обращений граждан, нуждавшихся в защите своих прав. Мой коллега Евгений Бунимович как-то сказал: «В Мосгордуме можно не занимать никакую должность и при этом решать все вопросы». Он был простым депутатом и быстро понял, что это действительно позволяет ему оперативно и эффективно помогать людям.

В Торгово-промышленной палате у нас возможностей, конечно, меньше, чем в парламенте. Например, мы не имеем права законодательной инициативы. Но при этом постоянно ведем мониторинг законодательства, представляем предложения к проектам нормативных актов экономической направленности, и к нашему мнению прислушиваются. В МТПП приходят законодатели, представители федеральной и городской исполнительной власти, и мы на нашей площадке проводим мозговые штурмы, которые позволяют власти не ошибаться, а принимать законы, нужные гражданам. Будучи депутатом и председателем Мосгордумы, я представлял интересы моих избирателей, а сейчас, как президент Московской ТПП, представляю интересы наших предпринимателей. Эта своего рода преемственность меня очень даже устраивает. (Улыбается.)

Беседовала
Мария Егорова

Возврат к списку