Регистрация / Вход

Всегда права

02.09.2019 Всегда права 75 место из 144 возможных занимает Россия в рейтинге обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами по данным Всемирного экономического форума. Я считаю, давно пора защищать права женщин в трудовых отношениях и бороться со всеми видами дискриминации. И это не виртуальная проблема, а вполне количественно измеримая: на преодоление неравенства женщин и мужчин в экономике нам может понадобиться 170 лет. Необходимо решить целый блок проблем, включая «стеклянный потолок» и традиционно женские низкооплачи-ваемые области занятости. Есть вещи и посерьезнее…

Момент настал

Отдельная проблема, требующая решения, – это проявления открытой дискриминации, создающие и поддерживающие недоброжелательную атмосферу. Это, в первую очередь, публичные высказывания, унижающие честь и достоинство женщин, которые у нас позволяют себе официальные лица. Также необходимо отметить недоброжелательную рабочую атмосферу, сексуальные домогательства (харассмент), сексизм и «лукизм».
Другая, не менее важная проблема, я бы даже сказала, эпидемия, набирающая ужасающие обороты, касается вопроса семейного насилия. Я ежедневно получаю письма с криками о помощи от людей, которые, как им кажется, стали заложниками безвыходных ситуаций. Боязнь быть осужденными со стороны общества, неуслышанными близкими, сотрудниками полиции, и просто страха остаться на улице, превалирует над самым важным инстинктом – инстинктом сохранения своего здоровья и здоровья своих родных. Молчание и терпение в таких случаях – непозволительная роскошь, ценой за это может быть жизнь. Вопрос о необходимости существования закона о домашнем насилии назрел задолго до этого.
«Отрубленные руки» в Серпухове, «смерть от побоев» в Липецкой области, искалеченные жизни сестер Хачатурян, дети-маугли, истерзанная девочка из Ингушетии и другие чудовищные истории давно свидетельствуют о крайней необходимости принятия закона в ближайшее время. Следственный Комитет РФ и МВД РФ констатируют рост числа таких преступлений из-за декриминализации побоев. При этом судить о количестве случаев насилия в семьях, тем более в динамике, очень сложно. Дело в том, что домашние побои – самый латентный вид преступлений. Пострадавшая от рук «кухонного боксера» женщина теперь еще больше боится идти в полицию, думая, что государство на стороне обидчика, что так ей и надо. Что она слишком некрасивая, или, наоборот, слишком хорошо выглядит, привлекая чужие взгляды – теперь женщина чувствует себя пораженной в правах, а значит, априори виноватой. Но при первом же проявлении признаков насилия необходимо обращаться с заявлением в полицию. Ждать, надеяться и верить в то, что это снова не повторится – значит глубоко ошибаться и недооценивать возможную реальную угрозу жизни и здоровью.

Закон и порядок
Мной совместно с группой соавторов, в том числе и с участием председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым, ведется работа над законопроектом «Об основах профилактики семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Созданная рабочая группа формирует понятийный аппарат. Введение в законопроекте определений «семья», «семейно-бытовое насилие» и «близкие лица», «охранный ордер» и «защитное предписание» – все это составляет основу закона, который должен носить не рамочный характер, а создавать реально действующую систему профилактики семейно-бытового насилия.
Мы считаем, что криминализация побоев необходима, но саму проблему, давно пустившую корни в нашем обществе, это не решит. Искать виноватых в лице сотрудников правоохранительных органов, которые не желают по субъективным или не могут по объективным причинам принимать заявление от жертвы или возбуждать административные дела, просто, но малоэффективно. Нашим законопроектом мы устанавливаем правовые и организационные основы профилактики семейно-бытового насилия, в нем будут описаны права пострадавших от него. В частности, предлагается выписывать обвиняемым в домашнем насилии так называемые охранные ордера и защитные предписания – запрет приближаться к пострадавшим от них. Полномочия выносить такое предписание получит полиция или суд.
Предполагается, что защитное предписание будет запрещать обвиняемому в семейно-бытовом насилии преследовать пострадавшего, предпринимать попытки выяснить место его пребывания, а также приобретение и использование любого вида оружия. На время действия защитного предписания, обвиняемый в домашнем насилии ставится на профилактический учет и контроль в органах внутренних дел. Для вынесения предписания необходимо, чтобы потерпевшая сторона подала заявление в полицию. За нарушение предписания будет предусмотрена административная ответственность.

Защити себя сам
Нужно помнить, что защитное предписание не является обвинением человека в правонарушении – в России существует презумпция невиновности. Предписание – это способ предупреждения возможного более серьезного правонарушения в отношении жертвы.
Введение охранных ордеров облегчит защиту потерпевших от насилия и будет работать на профилактику новых актов совершения насилия. Чтобы закон был эффективным, он должен предусматривать создание комплексной системы реагирования со стороны правоохранительных органов, возможность применения защитных предписаний и охранных ордеров, увеличение числа реабилитационных (кризисных) центров для жертв, введение практики проработки, возникающих конфликтов, психологами, юристами и медиками поможет сохранить семью или уберечь потенциальных жертв от необратимых последствий. Пока этого в нашей стране нет. Потерпевшие не знают своих прав, боятся агрессоров, осуждения родственников, коллег. Полиция не особо стремиться их права защищать: «сами разберутся», «заявление принесла, на следующий день забрала», «незачем лезть в дела семейные». Агрессор не боится ни суда, ни следствия, потому что абсолютно уверен, что ни того, ни другого не будет. Максимум – это штраф. Кто заявление писал, тот пусть и платит. Кризисные центры существуют, но их ничтожно мало. По сути, их существование – это деятельность, основанная на чистом энтузиазме. Они представляют не только крышу над головой, но и полное сопровождение, выраженное в психологической и физической реабилитации, помощи в обучении детей в садах и школах, возможное дальнейшее трудоустройство.
Я убеждена, что нужна целая система законодательных актов, которые надежно защитят женщин и детей в России. А также необходимо поднимать уровень правовой грамотности населения. Правильно выстроенная, комплексная система взаимодействия государственных и местных органов власти, продуманные креативные, а главное, легкодоступные образовательные программы, популяризация через СМИ, позволят гражданам осознать, что они обладают широким спектром прав и обязанностей.

Возврат к списку