Регистрация / Вход

Время есть

30.01.2020 Время есть
Андрей Парамонов,
президент Ассоциации гастрономического туризма России


Когда возникает новый модный тренд, к каковым сегодня относится и гастрономический туризм, появляется и множество желающих извлечь из него максимум личной выгоды, пока спрос не остыл. В том числе отдельные люди и организации, весьма произвольно трактующие вполне конкретное понятие, тем самым тиражируя профанацию в обществе и распространяя удобные для себя мифы. Попробуем развенчать основные мифы о гастротуризме, существующие сегодня в России.

МИФ 1:
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ
ТУРИЗМ – ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО

Как-то один человек мне искренне сказал: «Если ты три раза помолился и один раз поел – это туризм паломнический. А если ты три раза поел и один раз помолился – это уже туризм гастрономический». Конечно, определенная логика в этом есть. Но, на минуточку, в Европе и за океаном гастротуризм развивают уже более 20 лет, написано множество научных статей и исследований на эту тему, при разного рода учебных заведениях созданы профильные курсы и факультеты, а до гастрономического рая большинству из этих стран еще расти и расти. Значит, не так уж все и просто.
Гастрономический туризм сегодня – отдельная отрасль мировой экономики, во многих странах становящаяся локомотивом развития городов и сельских поселений, создания новых рабочих мест и основным источником пополнения местных бюджетов. И, как любой другой отрасли экономики, ей необходимо учиться. Поэтому прежде чем вести речь о создании этой индустрии в регионе или отдельном населенном пункте, необходимо обучить и подготовить собственные кадры. Чтобы было с кем поговорить на одном языке и вместе действовать.
Я пришел в гастрономический туризм 8 лет назад, имея за спиной более 25 лет опыта руководящей работы в индустрии гостеприимства и ресторанном бизнесе. При этом я 6 лет дистанционно, почти ежедневно, учился лично у Эрика Вольфа, основателя гастрономического туризма как мировой индустрии экономики. И я продолжаю учиться, поддерживая себя в тренде, отслеживая и переосмысливая новые тенденции отрасли, анализируя опыт и инициативы других стран. О том, как наладить на местах обучение гастрономическому туризму, я недавно подробно прописал в Концепции развития гастрономического туризма в России, нашедшей свое отражение в общей Концепции развития туризма в России до 2035 года.

МИФ 2:
ГАСТРОНОИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ –
ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО

93% путешественников заинтересованы в уникальных или незабываемых впечатлениях от продуктов питания или напитков, помимо обычных обедов и ужинов. При этом необходимо четко понимать, что путешественник – это не только турист. Это еще и командировочный, и заскочивший к родне в гости на денек, и даже транзитный пассажир. Таким образом, фактически каждый из них может считаться потенциальным гастрономическим туристом.
Местным владельцам бизнеса и маркетологам территорий стоит уяснить и запомнить, что уникальные и незабываемые блюда, продукты питания и напитки отныне должны быть неотъемлемой частью их маркетинговой стратегии. Интерес к еде и напиткам возрос в последние годы. Но из-за неправильного понимания того, что такое гастрономический туризм, большинство территорий считают, что им нечего предложить. Хотя это и может иметь место в некоторых областях, но чаще все, что требуется, это показать, что можно сделать с помощью доступных местных продуктов.
Хотя далеко не все мотивированы путешествовать ради еды и напитков, 100% путешественников едят и пьют. Разница лишь в том, что люди могут посетить дестинацию и вернуться домой с воспоминаниями об одинаковых во всем мире гамбургерах и кофе, а могут запечатлеть в памяти и на фото местные продукты и напитки, а также локальные гастрономические сувениры. А ведь эти воспоминания – бесплатная реклама вашей территории, то самое сарафанное радио. Основная же задача любой дестинации, как известно, – заставить туриста вернуться к вам еще. Если он заскучает по пусть даже уникальным видам города, то сможет просто пересмотреть свои фотографии из поездки. А вот если он заскучает по уникальному и неповторимому вкусу местных блюд/напитков, тут уже фотографии не помогут – придется снова вернуться. И это действительно сильный мотив. 

МИФ3:
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПРИВЛЕКАЕТ ТУРИСТОВ

Привлекает. Но не сразу. И не всегда. А еще чаще – вообще не привлекает. И проблема тут не в бессмысленности события как такового, а в бессмысленных подходах к его организации. Я побывал на всех более-менее громких гастрономических фестивалях страны. К сожалению, практически везде как под копирку: ряды кавказских шашлыков, турецкой шаурмы, американских бургеров (все из импортного замороженного мяса!), а также соевые сосиски и колбасы местных промышленных заводов (не говоря уже про варенья из киви, фейхоа и прочих заморских фруктов). Потратив немалые суммы бюджетных денег на организацию этих фестивалей, местные власти, возможно, даже выходят на самоокупаемость или прибыльность события, продавая участникам место за немалые деньги. Но за видимым снаружи ярким фасадом скрывается, как минимум, экономическая бесполезность: идет торговля низкокачественным и импортным продуктом, тем самым вместо местной экономики поддерживается зарубежный производитель, а значит, и экономика.
Зачем же туристу ехать в соседний регион, за несколько сотен, а то и больше, километров? Чтобы поесть шаурму, которую у него и под окном спокойно продают? Или за сомнительной «экзотикой» в виде блинов на лопате с шашлыками на вилах? Гастрономический фестиваль как метод продвижения определенной дестинации имеет смысл и эффективность только при наличии локального продукта, неповторимых местных блюд и вкусов. Это база. А уже на эту базу, в свою очередь, можно будет, при желании, добавлять разные надстройки и чудачества. Пусть даже это будут старушки в кокошниках с блинами на лопатах, расписанных под Хохлому.

МИФ 4:
ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА РАССКАЖЕТ О ВАС ВСЕМУ МИРУ

Вот уж миф – всем мифам миф. Возьмем тот же борщ, который так любят наносить на карты и который в России едят везде: от Крыма до Камчатки. И в чем тут ваша уникальность? Или стереотип «За раками надо ехать в Ростов-на- Дону». А в Подмосковье или Тверскую область не надо? Перечислять набор неумных штампов можно до бесконечности.
У нас огромная страна, где только одна Ленинградская область равна по размеру четырем европейским государствам. Ну невозможно объять необъятное и нанести все вкусные места и специалитеты на общую карту России! Но отдельные регионы с маниакальным упорством тратят огромные бюджетные деньги, чтобы на эту общую карту попасть хотя бы с одним блюдом. Да и кому приходит в голову наивная мысль, что кто-то из Бразилии, например, поедет в ваш город N-ск за кулебякой, да ещё и из бразильского оттаянного мяса? На Руси это раньше называлось «ехать за 100 верст лаптем щи хлебать». Проще говоря, экономически нецелесообразно.
Если серьезно, то у каждого городка должна быть своя собственная гастрономическая карта. А еще лучше – путеводитель. И путеводитель этот должен продаваться в каждом газетном киоске, лежать на тумбочке в каждом гостиничном номере, чтобы его увозили как сувенир. А формировать содержание нужно не на основе красивого вранья из Интернета, ведь речь идет о репутации места. Гастрономическое место должно быть реально гастрономическим. Люди не едут на название блюда! Люди едут на вкус блюда! Неповторимый местный вкус, который достигается исключительно вкусом местного продукта, впитавшего в себя местную воду, местный воздух, местные особенности почвы и трав. И вот только после того, как вам удастся заработать репутацию честного, вкусного, натурального и гостеприимного места, о вас узнает вся Россия, а за ней и весь мир. 

Возврат к списку