Регистрация / Вход

Внешний фактор

29.05.2019 Внешний фактор Несмотря на санкции и эмбарго, по данным Российского экспортного центра, по итогам 2018 года общий объем экспорта вырос по сравнению с предыдущим годом на 25,6 % и составил почти $450 млрд. О том, какие барьеры больше всего мешают бизнесу покорять внешние рынки и какая работа по их снятию сегодня ведется ТПП РФ «Путеводителю российского бизнеса» рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.  

Несколько лет назад в своем интервью о влиянии санкций и эмбарго вы говорили, что у России есть возможность не только нарастить импортозамещение внутри страны, но и поднять уровень экспорта. Спустя несколько лет, какие основные результаты вы могли бы отметить?

О результатах лучше всего говорит статистика. Что особенно важно, почти на 12% вырос объем несырьевого неэнергетического экспорта, который, по данным РЭЦ, составил почти $150 млрд. Также наблюдается 12% рост по экспорту услуг – дополнительно $64,5 млрд. Также хотелось бы отметить, что достигнуты «исторические максимумы» по объемам экспорта машиностроительной продукции ($33,6 млрд), агропромышленного комплекса ($25,7 млрд), лесопромышленного комплекса ($11,6 млрд). Россия занимает второе место по экспорту зерна.
Если говорить в целом, то, по имеющимся оценкам, эффект санкций на экономику нашей страны не превышает 0,5% ВВП. Россия преодолела недавние множественные шоки – снижение стоимости нефти, курса рубля, многочисленные санкции, а экономика нашей страны адаптировалась к новым формам рестрикций. Достигнуты серьезные результаты в развитии импортозамещения, госбюджет вошел в зону профицита, происходит укрепление банковской системы. Как результат - российская экономика остается интересной для инвесторов.
Показательно, что большинство западных консалтинговых компаний, работающих в России, также считают санкционный ущерб незначительным и не мешающим бизнесу, поскольку все риски уже должным образом скалькулированы и учтены в операционных деловых моделях.
Какие меры по оказанию помощи для выхода малого и среднего бизнеса на внешние рынки принимает ТПП РФ?
Работа ТПП России по поддержке экспорта ведется на «многовекторной» основе. Одно направление – это взаимодействие с государ- ственными органами и институтами развития в целях разработки наиболее востребованных и эффективных для субъектов МСП механизмов и инструментов поддержки экспорта, а также устранения барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры.
Другое направление – это взаимодействие с бизнесом в целях выявления барьеров, консультирование и информирование компаний, прежде всего сектора МСП, по всем элементам государственной системы поддержки экспорта. Также торгово-промышленные палаты, как известно, оказывают различные услуги предпринимателям по продвижению продукции на внешние рынки.
Еще одно направление работы – использование различных экспертных площадок, созданных при ТПП России, для обсуждения текущих вопросов и системных проблем в сфере поддержки экспорта и подготовки предложений по их решению. Такой подход позволяет ТПП России активно участвовать в создании благоприятных условий для выхода малого и среднего бизнеса на внешние рынки.
Приведу немного конкретных примеров. Одной из самых востребованных мер поддержки экспорта является компенсация затрат на транспортировку продукции в рамках экспортного контракта. Но для получения такой компенсации, по мнению бизнеса, установлено много излишних требований и ограничений. Компенсация предоставляется только при условии, что перевозка продукции осуществляется из определенных пунктов отправления в определенные пункты. Скажем, если продукция вывозится из Иркутской области, то на такую перевозку компенсация не распространяется. Ряд продовольственной продукции, которую экспортируют малые и средние предприятия в небольших объемах, не включена в перечень продукции, на которую распространяется компенсация. Также для получателей компенсации необходимо членство в транспортных ассоциациях, которое накладывает на бизнес финансовые обязательства. Эти и другие требования существенно затрудняют и ограничивают доступ к данному инструменту поддержки субъектов МСП.
Аналогичная ситуация складывается и с другими видами финансовой и нефинансовой поддержки экспорта. В результате инструменты государственной поддержки используют в основном крупные компании, а большинство малых и средних предприятий даже не имеют о них информации. В этой связи наши усилия направлены на модернизацию системы поддержки экспортеров, а также информирование широких кругов предпринимателей в регионах о формах, порядке и условиях получения поддержки.

Какие барьеры при выходе на внешние рынки сегодня, на ваш взгляд, больше всего мешают нашим экспортерам?
Мониторинг имеющихся барьеров при экспорте показывает, что основная доля их по-прежнему приходится на налогообложение и валютный контроль. Многие предложения бизнеса по устранению таких барьеров при содействии ТПП РФ нашли свое отражение в законодательстве. К примеру, отменены паспорта сделок, сокращен срок проведения камеральных проверок до двух месяцев, упрощен порядок доступа к нулевой ставке НДС, сокращен срок возврата НДС.
Но пока еще сохраняется дублирование документов, которые экспортеры должны представлять в контролирующие органы по экспортным сделкам. Практически один и тот же пакет документов нужно предоставить таможенникам, налоговикам и в уполномоченный банк в рамках валютного контроля. Мы предлагаем обеспечить такой механизм, чтобы экспортер один раз представил все документы по сделке на один ресурс в электронном виде, к примеру, в таможенные органы, а остальные заинтересованные структуры получают их путем обмена информацией с таможенной службой в электронном виде.
Особые нарекания со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства вызывают излишне жесткие требования по возврату валютной выручки и большие штрафы за незначительные нарушения сроков ее возврата. Также бизнес жалуется на обременительное документальное оформление незначительных по объему валютных операций, осуществляемых с минимальными рисками. Мы ведем работу по решению этих вопросов со всеми заинтересованными государственными органами – Минэкономразвития, Минфин, РЭЦ, Государственная дума.

Какая работа ведется ТПП РФ в рамках нац-проекта «Международная кооперация и экспорт»?
Начнем с того, что ТПП России приняла активное участие в разработке этого национального проекта. Эксперты профильных комитетов и советов работали в составе проектных мастерских, созданных в этих целях на площадке Российского экспортного центра. Предложения ТПП РФ по наполнению национального проекта в основном учтены в утвержденном паспорте НП.
В частности, Палатой предлагалось включить мероприятия, направленные на сокращение административных процедур и барьеров в сфере налогообложения и валютного контроля, создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспор- теров, совершенствование нефинансовых инструментов поддержки и др.
В конце 2018 года паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт», а также паспорта, входящих в него федеральных проектов (кроме логистики), были утверждены. С начала этого года РЭЦ с участием заинтересованных органов государственной власти приступил к реализации национального проекта. ТПП РФ принимает активное участие в этой работе в рамках своей компетенции. Мы тесно взаимодействуем с Минэкономразвития России и РЭЦ.
Работа ТПП России в основном идет по следующим направлениям. Первое – мониторинг хода и результатов реализации федеральных проектов, входящих в состав национального проекта. Второе – подготовка экспертных заключений и предложений. Третье – участие в реализации мероприятий, относящихся к компетенции ТПП РФ (в части предоставления услуг в сфере ВЭД в формате «одного окна»).
В рамках Палаты создана рабочая группа, деятельность которой построена по принципу «проектного офиса». Основной задачей рабочей группы является реальная оценка того, как реализация национального проекта непосредственно отражается на развитии внешнеэкономической деятельности предпринимателей. Одна из важнейших задач национального проекта, по нашему мнению, – это организация взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти и иными организациями в электронной форме по принципу «одного окна».

Как вы видите развитие взаимодействия между центрами поддержки экспорта и торгово-промышленными палатами в регионах?
В целом большинство палат активно взаимодействует с местными центрами поддержки экспорта (ЦПЭ). При этом важно повышать эффективность такого сотрудничества и практическую отдачу для бизнеса. Некоторые палаты имеют с ЦПЭ соглашения о сотрудничестве, что позволяет им обмениваться опытом и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Также это дает возможность координировать планы деловых мероприятий на очередной год во избежание неоправданной конкуренции.
Палаты на регулярной основе принимают участие в тендерах (конкурсах), проводимых ЦПЭ на оказание различных услуг: выставки, бизнес-миссии, маркетинговые исследования и др. Во многих случаях они выигрывают такие конкурсы и оказывают услуги на высоком уровне с использованием потенциала всей системы ТПП России.
Но, как показывает практика, нередко конкурсы выигрывают «по ценовому фактору» компании, которые впоследствии не в состоянии эффективно оказать ту или иную услугу. В результате это негативно сказывается на работе и ЦПЭ и торгово-промышленных палат, а самое главное, от этого страдает бизнес.
Ряд палат участвуют в работе ЦПЭ в качестве соучредителя. Это также дает возможность использовать свой опыт и наработки в целях эффективной работы ЦПЭ и реализации экспортного потенциала своего региона.
ТПП России со своей стороны поддерживает все формы сотрудничества. Главное, чтобы они позволяли эффективно использовать потенциал палат и ресурсы ЦПЭ в интересах экспортноориентированного бизнеса.


Беседовала
Алина Мельникова

Возврат к списку