Регистрация / Вход

В рабочем режиме

23.10.2020 В рабочем режиме Этот кризис стал безоговорочным лидером по части эпитетов о его неповторимости. «Мир никогда не будет прежним», «Такого мы еще не видели...» – ситуация на стыке двух Э, эпидемиологии и экономики, действительно оказалась уникальной. При этом ряд экспертов уверены, что именно события весны-2020 стали триггером цифровизации бизнеса, необходимость в которой давно назрела, другие же придерживаются позиции «не надо нам таких испытаний...». Мы решили спросить экспертов нашего издания, какие уроки преподнесла эта пандемия и какие соломинки удалось благодаря этому подстелить на случай, «если завтра война». Или вторая волна. Первым ПРБ попросил поделиться своими выводами президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина.

Пандемия стала тем самым обстоятельством непреодолимой силы, к которому бизнесу теоретически невозможно подготовиться заранее. Какие выводы, на ваш взгляд, сделаны и меры предприняты с точки зрения минимизации возможных подобных для предпринимательства рисков в будущем?
Очень обширная тема, тут рассуждать можно бесконечно. Давайте я скажу о самом, на мой взгляд, важном условии преодоления подобных ситуаций.
И какое это условие?
В принципе, очень простое, хотя исполнить его непросто. Надо максимально быстро оценить масштаб угрозы, максимально быстро принять нужные меры и реализовать их так, чтобы помощь точно дошла до каждого адресата. В нашем конкретном случае – не растягивать помощь на этапы, а помогать максимально и сразу, отсекая все, что мешает – бюрократические уловки и т. д. Из сказанного следует еще одно, о чем ТПП РФ не перестает говорить: очень важен постоянный и взаимно уважительный диалог бизнеса и власти, ведь цель-то у сторон, по сути, одна – развитая и устойчивая экономика страны.

ТПП РФ в кризис проявила себя как настоящая система поддержки бизнеса...
Да, в целом наша система сработала надежно. Мне приятно сообщить, что итоги работы в период ограничений оказались даже выше, чем мы прогнозировали и предполагали вначале. Коллективы палат работали бесперебойно и в темпе, которого требовала ситуация.
Трудно, честно говоря, что-то особенно выделить из нашей работы, направления ее в зависимости от экстремальности ситуации менялись ради решения главной задачи – максимально сохранить бизнес и его рабочие места. Мы понимали, естественно, при этом, что рабочие места – это еще и деньги в доме каждого работающего, спокойствие в семьях. Беда ведь общая...
Отсюда наши предложения властям вводить субсидии и льготные кредиты, облегчить налоговое бремя, упрощать разрешительную и контрольно-надзорную деятельность... Хочу подчеркнуть: эти предложения системы ТПП всегда обсуждались с бизнесом, так что, образно говоря, информацию мы получали с передовой. Мы постоянно проводили онлайн-опросы предпринимателей по всей стране, результаты доводились и до сведения власти и, конечно, это имело свое значение. Большинство региональных и муниципальных торгово-промышленных палат приняли участие в подготовке предложений для поддержки бизнеса, всего мы направили правительству три пакета предложений, часть из них были реализованы. Более 140 предложений направили мы в «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике».
Руководители палат вошли в региональные штабы по разработке и реализации оперативных мер по поддержанию экономической стабильности в регионах, создали собственные антикризисные штабы. Региональные ТПП, естественно, разрабатывали и территориальные предложения по расширению мер поддержки предпринимателей, часть которых была успешно реализована. В масштабах страны это дополнительно десятки тысяч компаний, получивших помощь в нужный момент. Естественно, вся система ТПП продолжила оказывать услуги для бизнеса, переведя многие из них в цифровой формат.
ТПП удалось сохранить за собой статус координатора в сфере организации международного и межрегионального делового сотрудничества. Палаты, например, успешно освоили такой новый инструмент, как электронные бизнес-миссии.

А есть предложения, которые не удалось реализовать, о чем вы жалеете?
Есть, конечно. Упущением было, по нашему мнению, например, то, что признавали пострадавшим лишь тот бизнес, чей основной ОКВЭД имел отношение именно к пострадавшим отраслям. Мы и другие бизнес-объединения предлагали иной критерий оценки – процент падения выручки. Опрос ТПП РФ показал: у более чем трети опрошенных нами предпринимателей выручка упала больше чем на 70%, у 21% бизнесменов – наполовину и выше. Вот эти цифры давали истинную картину...

Не могли бы вы назвать еще несколько цифр, характеризующих работу палат в этом непростом году?
Пожалуйста. За первое полугодие торгово-промышленными палатами проведено более 6620 мероприятий, в том числе 3684 мероприятия в период ограничительных мер и самоизоляции.
По данным на середину сентября, территориальными палатами рассмотрено 62000 заявлений на выдачу заключений о форс- мажорных обстоятельствах по внутренним контрактам и выдано 3900 соответствующих сертификатов.
По внешнеторговым контрактам зарегистрировано более 1100 заявлений; ТПП РФ (это уже прерогатива именно только федеральной палаты) выдала более 480 сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах. Все заключения по форс-мажору и в регионах, и в центре делались бесплатно. Проведено для бизнеса более 83000 консультаций. Палаты не прекращали работу по реализации постановления правительства № 719. Речь идет о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, и это постановление, скажу я вам, – серьезная поддержка российского производителя, важный фактор развития реальной экономики и российского промышленного производства. Так вот, с начала 2020 года по настоящее время палатами выдано более 2000 документов, на основании которых Минпромторг России оформил уже порядка 1200 заключений. И так далее...

В конце марта многих пугала неизбежность перехода на удаленный формат работы. Как с этим справилась система ТПП? Какие проблемы возникали в процессе? Насколько сейчас отработана «онлайнизация» на случай новых возможных форс-мажоров?

Вы знаете, в режиме видеоконференцсвязи мы регулярно проводим совещания с территориальными палатами уже несколько лет, так что некоторый опыт удаленного общения у нас был.
Конечно, когда встал в марте вопрос об «удаленке», все равно беспокойство было, хотя мы готовились серьезно. Я тут имею в виду не только работу сотрудников «на дистанции», но и проведение мероприятий в онлайн-режиме.
Все обошлось, все получилось, сбоев даже поначалу было совсем немного. Сейчас уже все привыкли, работаем нормально. Скажу больше: не надо от этого формата работы отказываться полностью, даже когда мы выйдем из пандемии окончательно. Конечно, живое общения «электронным» не заменишь, но ведь есть тысячи вещей, которые можно обсуждать и по которым можно принимать решения, не появляясь в палате. Учитывая размеры нашей страны, это очень даже актуально. Так что все нормально. Конечно, новые форс-мажоры нам абсолютно не нужны, но в случае необходимости мы готовы всегда перейти в онлайн-режим. 

Возврат к списку