Регистрация / Вход

Территория заблуждений

13.06.2019 Территория заблуждений Андрей Шпиленко,
директор Ассоциации кластеров и технопарков России



Сегодня во исполнение майских указов президента каждый регион реализует собственную стратегию социально-экономического, промышленного и инвестиционного развития. Не секрет, что более высокие темпы роста объемов осуществленных инвестиций по сравнению со среднероссийскими обеспечиваются именно в рамках инновационной модели развития. Стоит признать, что для некоторых регионов инновации давно набили оскомину. Это объяснимо рядом заблуждений, свойственных органам региональной исполнительной власти (РОИВ) при реализации инновационной политики. Давайте разберем типичные ошибки в области создания технопарков, кластеров и особых экономических зон.


Размер имеет значение

Ставка в инновационном развитии региона на поддержку преимущественно субъектов малого и среднего предпринимательства.
В национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период до 2024 года на РОИВ действительно возложены обязанности по содействию развитию субъектов МСП в целях формирования благоприятных условий для роста численности занятых в этой сфере, развития стартапов, коммерциализации результатов научной деятельности, а также увеличения вклада МСП в ВВП и роста объема несырьевого высокотехнологичного экспорта.
При всем уважении к вопросу о важности формирования мощного слоя малого и среднего предпринимательства на уровне региона хотел бы отметить, что развитие МСП всегда будет иметь отложенный эффект – первые результаты могут быть достигнуты только в долгосрочной перспективе (через 5–7 лет). Мировая практика подтверждает, что структурные изменения производства в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут произойти, если делать ставку лишь на развитие крупных промышленных компаний, в том числе кооперацию между субъектами МСП.
В России выигрывают те регионы, в которых размещение субъектов МСП осуществляется на базе производственных площадей действующих крупных промышленных предприятий-арендаторов. Такой подход позволяет малому и среднему бизнесу получить стабильные долгосрочные заказы со стороны крупных предприятий, доступ к оборудованным офисным, лабораторным и производственным площадям, что существенно снижает первоначальные расходы. В свою очередь, преимущество для крупных предприятий-арендаторов состоит в возможности освободиться от непрофильной деятельности, снизить издержки и обеспечить загрузку избыточных площадей, или в перспективе приобрести новые технологические стартапы для усиления рыночных позиций в новых технологических направлениях.

Пример заразителен
Для развития промышленного производства первоочередным является вопрос логистики – доступа к рынкам сырья, материалов, оборудования, а также к рынкам сбыта готовой продукции. Именно поэтому в рамках действующих 44 промышленных кластеров, входящих в реестр Минпромторга России, особое внимание уделяется вопросу развития кооперационных связей среди промышленных предприятий. Например, в промышленным кластере «Космос-Нефть-Газ» (Воронежская область), являющемся одновременно технопарком, налажена кооперация между крупными компаниями добывающего сектора (ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ» и др.) и субъектами МСП в сфере освоения в производстве нефтепромыслового, бурового и геологоразведочного оборудования новых наукоемких технологий, востребованных на рынке, в том числе и в целях импортозамещения.


По образу и подобию
Выстраивание региональных приоритетов инновационного развития без учета специфики промышленного производства в субъекте РФ.
В стратегических документах ряда регионов России в качестве приоритетных направлений научно-технологического и инновационного развития указываются отрасли, наиболее быстрорастущие и высокоприбыльные для ряда стран мира. Однако фактически освоение в регионе принципиально новых для региона технологий будет сопровождаться существенным запаздыванием от общемировых темпов роста ввиду отсутствия достаточного кадрового потенциала, необходимой инфраструктуры, заделов в сфере научных исследований и разработок по данному направлению. В результате инвестиции в подобные проекты становятся неоправданно высокорискованными.

Пример заразителен

Значительно больше преимуществ имеют регионы, в которых созданы финансовые, кадровые предпосылки для реализации масштабных инвестиционных проектов. В частности, особая экономическая зона технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) «Иннополис» (Республика Татарстан) представляет собой центр информационно-коммуникационных технологий с развитой деловой, социальной, образовательной, научной и инженерной инфраструктурой. На 1 июля 2018 года в ОЭЗ размещены 75 компаний, в том числе «Яндекс», «Сбербанк-Технологии», «Тинькофф Центр Разработки», а также компании с иностранным участием: Schneider Electric (Франция), SORAMITSU LABS (Япония) и др.


Обещанного три года ждут?
Ожидание получения отдачи от инвестиций в инвестиционные проекты в течение 1–3 лет.
В действительности период окупаемости инвестиционных проектов по созданию инновационной инфраструктуры составляет, как правило, 10–12 лет, что подтверждает опыт создания в России 11 технопарков в сфере высоких технологий за счет средств федерального бюджета. В этой связи драйвером регионального инновационного развития видятся проекты крупных компаний по созданию инновационной инфраструктуры в рамках своей бизнес-модели.

Пример заразителен
Один из успешных примеров – создание на территории Пермского края технопарка в сфере высоких технологий «Морион Digital» для инновационных, телекоммуникационных и IT-компаний. По объему площадей (86 тыс. кв. м) он остается крупнейшим в стране частным технопарком городского формата в сфере высоких технологий. На его территории планируется проведение экспертной оценки стартапов, отбора под запрос компаний наиболее перспективных проектов с высоким потенциалом коммерциализации, формирование инвесторов пула.
Я бы рекомендовал предусмотреть в региональном законодательстве меры поддержки подобных проектов в части управляющих компаний технопарков и их резидентов.


Если деятельность РОИВ будет направлена на формирование устойчивых кооперационных связей и будут нивелированы типичные ошибки в инновационной политике, то рост объема привлеченных инвестиций в регионы России будет возможен за счет развития инноваций, инициируемых науко-емкими инновационными компаниями – крупным бизнесом и субъектами МСП.

Возврат к списку