Регистрация / Вход

Создавая красоту

29.08.2019 Создавая красоту
С Россией можно знакомиться по-разному. Изучать самобытный облик ее городов и деревень. Встречаться с интересными людьми. Но, наверное, самый приятный способ познавать нашу страну, ее регионы, – через национальные бренды. Одним из них в Якутии стал «Камелек». Как все начиналось и куда идет сегодня компания, производящая уникальную расписную
посуду, «Путеводитель российского бизнеса» узнал у ее генерального директора Ольги Григорьевой.


Это по любви
Ольга Григорьевна, как вы пришли в бизнес?

Бизнес для меня, как, впрочем, и для многих других предпринимателей стал продолжением любимого занятия. Я с детства люблю рисовать. Видимо, это увлечение передалось мне от мамы. Дома у нас было много красивых вещей, сделанных своими руками, включая расписную посуду. Любовь к рисованию привела меня сначала в художественный класс, а потом и на факультет якутской филологии и национальной культуры университета.
Конвертировать свое увлечение в бизнес-проект решилась не сразу. И «Камелек» изначально создавался не столько как производственное предприятие, сколько как арт-студия. Наша «промплощадка» размещалась в гараже, где мы с моей подругой Айтой Шеломовой проводили тогда еще кустарные опыты по росписи чашек и тарелок. Но с этого мы начинали. А сейчас в компании «Камелек» работает больше пятидесяти человек, действуют 6 фирменных магазинов.

Чем вам удалось привлечь покупателей?
Думаю, прежде всего тем, что мы оказались в правильное время в правильном месте и с правильным предложением. Попали в точку с выбором своей рыночной ниши. Рост национального самосознания привел к росту спроса на товары, связанные с национальной культурой. А орнаменты, узоры, художественные символы имеют к ней самое непосредственное отношение. У нас, в Якутии, если можно так сказать, предметы материальной культуры совершили обратный путь: из музея – в дом, в семью.
И еще нам помог тот факт, что республика в это время вышла на новый этап в своем развитии. Якутская земля богата не только недрами, но и людьми. Расширялись межрегиональные и международные связи, деловая активность привела к скачкообразному росту бизнес-контактов. И выяснилось, что на рынке катастрофически не хватает оригинальной якутской продукции, которую можно подарить в качестве сувенира, использовать для презентации своей компании. А изделия «Камелька» для этих целей подходили просто идеально.

Расширяя границы
Что и для кого выпускает «Камелек»?

Kamelek (01).jpgВ ассортименте нашей компании около ста видов продукции из фарфора. Есть, конечно, и, если можно так сказать, «интернациональная» посуда на каждый день. Но сейчас мы все больше производим исконную якутскую утварь. Мало кто за пределами нашей республики знал раньше, что такое чороны (кубки для кумыса на одной или трех ножках), кытыйа (орнаментированные чаши). Они, кстати, кроме своего первоначального бытового применения, используются как сувениры и как обрядовая посуда. Так вот, сейчас, когда продукция «Камелька» вышла за границы не только Якутии, но и России, с этим срезом нашей культуры стало легче познакомиться и людям, которые никогда не бывали на якутской земле.
Посуду для нас производят в основном в Китае. Это как раз тот самый случай, когда китайское значит лучшее. Опыт работы с фарфором в стране измеряется тысячелетиями, и мастера Поднебесной достигли в этом деле совершенства. Так что о качестве своей продукции мы начинаем заботиться на самых первых этапах ее производства. Кроме того, мы уже переросли и масштабы внутреннего рынка. Если честно, то у компании есть хороший потенциал и перспективы для выхода за пределы республики. Надеюсь, что наша продукция придется по душе покупателям, например, в странах Юго-Восточной Азии. Проверенные деловые связи в Китае могут помочь в реализации этой задачи. Тем более, что в выводе нашей продукции на внешние рынки есть и собственный опыт. Изделия компании «Камелек» пользуются большим спросом, например, в Казахстане.
Есть еще одна, как мне представляется, очень важная деталь. Мы много внимания уделяем защите интеллектуальной собственности. Потому что подделки нашей продукции хоть и свидетельствуют о ее популярности, но снижают рентабельность бизнеса. А у нас есть действительно уникальные и не только прикладные, но и по-настоящему художественные изделия, которые станут украшением любого дома.
Например, коллекция эксклюзивных чоронов, украшенных серебром. Над проектом мы работали вместе с ювелирной фирмой «Киэргэ». Первые чороны были выставлены в Национальной сокровищнице Республики Саха (Якутия) в рамках «Бриллиантовой недели». Или авторский набор «Сайылык. Якутская усадьба», разработанный художником Аэлитой Боескоровой. На самом деле состав мастеров-деколистов в компании не меняется уже много лет, и, наверное, можно уже говорить о собственной школе «Камелька», нашем неповторимом стиле.
Однако мы не забываем и о необходимости диверсификации бизнеса. Запускаем новую линию детского текстиля, прорабатываем возможность организации выпуска продукции полного цикла с использованием в качестве сырья якутской глины. В планах – применение наших возможностей в смежных областях: роспись настенной плитки, производство портьер, другого домашнего текстиля, декор люстр и многое другое. Мы запустили коллекцию якутской посуды из стекла, будем развивать эту линию параллельно с фарфором.

Масштаб присутствия
А у вас есть уверенность в том, что продукция «Камелька» будет пользоваться спросом на внешних рынках?

Понятно, что выход на них должен быть, по меньшей мере, хорошо просчитан. Потому что естественное стремление любого бизнеса к расширению рынков сбыта не должно подменяться авантюризмом. Наши маркетинговые исследования доказывают, что продукция компании будет пользоваться спросом. Мы производим качественную, красивую, функциональную посуду. То есть товар, который нужен не только якутским покупателям. Просто отличные потребительские свойства нашей продукции должны подкрепляться грамотной ценовой политикой. Это, наверное, главное. Но есть еще много факторов, которые влияют на результаты. Думаю, мы научились использовать все возможности для того, чтобы быть первыми. Так что наша уверенность обоснована и уровнем подготовки специалистов, и всем многолетним опытом работы компании.
Вместе с тем, на внешние рынки приходится не просто выходить, а буквально прорываться. Это бизнес, и конкурентов здесь не любят. Для того, чтобы сделать успешным работу предпринимателей республики за ее пределами, совсем недавно мы решили объединить наши усилия. Создали ассоциацию «Сделано в Якутии». Коллеги доверили мне в этом бизнес-объединении пост исполнительного директора. Мы постарались собрать в этой ассоциации всех земляков-умельцев, которые выпускают товары, во-первых, уникальные, а, во-вторых, качественные, нацеленные на внешние рынки.
Бренд «Сделано в Якутии» должен представлять из себя национальную систему качества. Конечно, существуют определенные популярные системы качества, например, «Российская система качества» (Роскачество), однако на национальном уровне работающей модели еще нет. Цель и задача национального бренда «Сделано в Якутии» заключается в создании собственных брендов в целях сохранения культурной идентичности и самобытности, в рамках которых анализируется процесс конструирования имиджа нашей республики. Как и в других направлениях развития, очень важно, чтобы продукты «Сделано в Якутии» органично дополняли работу других регионов, а не дублировали или заменяли собой уже готовую инфраструктуру. Таким образом, бренд «Сделано в Якутии» вполне может выступать как стратегический подход к развитию национального, республиканского преимущества и видения того, куда может республика двигаться, данный бренд, объединяет нацию общим чувством национальной гордости, стимулирует движение к общим идеалам и целям, а также способствует распространению информации о нашей республике в целом, как следствие, способствовать ее развитию. Основная концепция данного бренда заключает в своей основе идентичность, которая направлена на осознание своей принадлежности к определенной нации.
С одной стороны, это сложно. Хотя бы потому, что в нашей отрасли работают люди не только предприимчивые, но и творческие. А каждый творец, как известно, силен своей индивидуальностью. Поэтому в таком коллективе обычно общее мнение выработать трудно. С другой стороны, мы сможем продвигать свою продукцию под единым брендом, о регионе больше узнают за его пределами, имидж республики станет еще привлекательнее. Полагаю, что сумеем лучше продвигать наши общие интересы во властных структурах и сможем рассчитывать на поддержку государства.
Хотя бы потому, что назвать наш бизнес высокомаржинальным точно нельзя. И нам нужна как прямая финансовая поддержка со стороны государства, так и помощь в продвижении нашей продукции на внешние рынки, защита наших прав. Это может быть, например, содействие членам нашей ассоциации в участии в зарубежных выставках и ярмарках, в патентовании своих изделий. Ведь чаще всего они выполнены вручную. Такие произведения уникальны. У многих нет даже мастерских – люди просто работают дома. А видели бы вы, какие шедевры выходят из их рук! Когда моим коллегам удается выехать на какую-нибудь большую выставку, у них сметают буквально все. Поэтому есть у меня надежда, что благодаря нашей ассоциации мы сможем помочь многим предпринимателям республики.



Вы человек разносторонний: бизнес, общественная деятельность, да еще и мама четверых детей. Кстати, на семью время остается?
Вы знаете, мне трудно ответить на это вопрос. Вернее, трудно определить, где заканчивается семья и начинается бизнес, потому что мой бизнес – это моя семья. Вот в июле сообщали о том, что Владимир Путин обсуждал с президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным вопросы семейного предпринимательства. Действительно, в России пока нет определения семейного бизнеса, нет соответствующего закона. Но я точно знаю, что у меня он именно такой. С первых дней, когда мы еще работали в гараже, меня во всем поддерживал Алексей Михайлович, мой муж. Он даже свою работу оставил, чтобы мне помогать. Кстати, эта помощь позволила нам сравнительно быстро довести бизнес до таких масштабов, когда пришлось открывать первый магазин для сбыта продукции. Мой отец Григорий Петрович был и остается моим бессменным советником. Мои сестры Катерина и Гаримара заняты производством изделий из якутского текстиля, их продукция продается в наших магазинах.
Конечно, было непросто всем. В том числе и нашим детям. Хоть сейчас они понимают, что почти пятнадцать лет назад я пошла в бизнес, чтобы им потом лучше жилось. Кстати, моя дочь Айлана любит рисовать, как и я. Видимо в нашей семье это увлечение передается по женской линии. Сыновья Яков, Алексей и Айсен к рисованию относятся более равнодушно, они пошли по пути IT-технологий. Однако наш бизнес уже вышел на такой уровень, когда совсем не обязательно уметь держать кисточку в руках. Надо постигать науку маркетинга, знать налоговое и трудовое право, работать с банками и госструктурами. Так что в «Камельке» для всего подрастающего поколения нашей семьи найдется дело по душе. По большому счету весь этот бизнес – для них.
И еще. Думаю, мне поверят, если я скажу, что искренне люблю свою работу. Мало кому повезло не просто каждый день видеть красоту, но и создавать ее своими руками.

Возврат к списку