Регистрация / Вход

Служба занятости

02.07.2020 Служба занятости Николай Курдюмов,
президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции

Постепенное восстановление отраслей экономики, как производства, так и сферы услуг, актуализирует вопрос о доступе работодателей к востребованным, включая иностранные, трудовым ресурсам. Как оптимизировать эти процессы в условиях посткризисного периода? Какова роль объединений работодателей в создании условий для успешной работы по привлечению необходимых иностранных работников? Процессы трудовой миграции должны учитывать приоритетное право на трудоустройство российских граждан и соблюдать оптимальное соотношение между российскими и иностранными работниками, что актуализирует востребованность организованных форм трудовой миграции. Следует учитывать также намерение правительства Российской Федерации вынести часть миграционных процедур за пределы Российской Федерации в соответствии с распоряжением правительства РФ от 22.02. 2019 №265-р (в ред. от 30.05.2020). Реализация этой инициативы – один из элементов организованного набора иностранных работников.

Сервисный сбор
Последние годы показали сложности внедрения оргнабора. Главные причины этих неудач связаны с тем, что участники оргнабора – работодатели и трудовые мигранты – не получили правовых привилегий в рамках действующего законодательства и не смогли преодолеть те многочисленные трудности, с которыми всегда сталкиваются участники новых организационно-правовых форм работы. Следует также отметить низкую квалификацию профильных специалистов по трудовой миграции, как у значительной части работодателей, так и в частных агентствах занятости государств выезда мигрантов, что приводит к некачественной предвыездной подготовке мигрантов и к отсутствию их должного сопровождения в первые, наиболее важные, месяцы пребывания в России. Велика роль в процессах «развала» оргнабора и представителей теневого рынка труда, для которых организованная трудовая миграция – угроза существования их бизнеса.
В целях минимизации будущих рисков участия работодателей и мигрантов в оргнаборе становятся востребованными сервисы, обеспечивающие их информационное, правовое, организационное и иное сопровождение.
В процессе отбора и предвыездной подготовки кандидатов на территории государства выезда работодатели сталкиваются, в частности, со следующими проблемными вопросами: отсутствие у мигрантов детальных знаний об условиях труда и быта, несоответствие профессионально-квалификационных качеств заявленным требованиям, неготовность оплатить необходимые расходы по оформлению разрешительных документов в России, незнание мигрантами необходимых основ действующего российского законодательства и плохое знание русского языка и т. д.
Сервисы должны обеспечить реальный контроль представителя работодателя-заказчика за процессами предвыездной подготовки, стать эффективным инструментом сопровождения мигрантов в первые месяцы их пребывания в России, способствовать решению всех возникающих вопросов в рамках правового поля.

Брать пример
Объединения работодателей, прежде всего территориальные торгово-промышленные палаты Российской Федерации, совместно с профильным Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (СПК СТС), могли бы взять на себя функции аккредитации таких сервисов и их операторов.
Можно привести пример успешной работы Торгово-промышленной палаты Ленинградской области по созданию комплекса сервисов в форме приложений к смартфону для трудовых мигрантов и работодателей. Рабочая группа при этой территориальной ТПП не только разработала востребованные сервисы, но и проводит целенаправленную деятельность по обучению и последующей аттестации профильных специалистов работодателей в соответствии с требованиями профстандарта «Специалист по трудовой миграции».
Следует отметить важную роль объединений работодателей в ходе работы по развитию организованной трудовой миграции. В настоящее время среди крупнейших объединений работодателей только Торгово-промышленная палата России имеет в своей структуре профильное подразделение – Подкомитет по трудовой миграции Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности. Подкомитет ведет соответствующий информационно-консультационный ресурс (http://ialm.ru/tm2020/), осуществляет мониторинг действующего законодательства, правоприменительной и судебной практики, формирует предложения по реформированию законодательства в сфере трудовой миграции.
В частности, в рамках работы по подготовке предложений по обеспечению восстановления занятости и доходов населения, в блоке процессов в сфере трудовой миграции было внесено более 30 предложений. После обсуждения шесть обобщенных предложений вошли в Предложения ТПП РФ в Общенациональный план действий.
Одно из важных направлений работы Подкомитета – содействие повышению компетенции профильных специалистов по трудовой миграции. Эта работа проводится в тесном контакте с нашим Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции и направлена на создание на базе территориальных ТПП центров развития компетенции специалистов в сфере трудовой миграции и обеспечение качества правового сопровождения его процессов.

Можно констатировать, что в сфере регулирования процессов трудовой миграции и практической работы Торгово-промышленной палаты России появился инструмент правовых решений возникающих у предпринимателей проблем, механизм развития квалификации специалистов по вопросам привлечения и использования иностранных трудовых ресурсов.


Есть стандарт!

Попытки создания подобных сервисов осуществлялись и ранее, но только в последнее время появилась организационно-правовая основа у этой формы работы – государственный профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции», утвержденный Минтруда России и зарегистрированный Минюстом России под номером 1139. Профессиональный стандарт включает                             три квалификации:
n «Планирование потребности в трудовых ресурсах в рамках трудовой миграции»;
n «Деятельность по организационной поддержке участников (субъектов) трудовой миграции»;
n «Деятельность по правовой поддержке участников (субъектов) трудовой миграции».

Детализированные требования к знаниям, умениям, навыкам работы по каждой из трудовых функций этих квалификаций, основанные на действующем законодательстве, анализе правоприменительной и судебной практики, позволяют рассматривать профстандарт в качестве базы для разработки и внедрения востребованных сервисов в сфере трудовой миграции. Наличие профстандарта позволяет также ответить на вопрос о критериях качества и надежности сервисов.
В целях обеспечения системности и полноты соответствия сервисов действующему законодательству, их следует разрабатывать на основе комплекса материалов государственного профессионального стандарта «Специалист по трудовой миграции», а сами операторы этих сервисов должны иметь квалификацию, которую предусматривает профстандарт.

Возврат к списку