Регистрация / Вход

Правила проведения

23.10.2020 Правила проведения 50 миллиардов рублей, по предварительным оценкам, составили убытки организаторов выставок и конгрессов за время пандемии. По прогнозам, возобновить прежние доходы и объемы производства отрасль сможет не раньше конца следующего года при условии даже не новых волн коронавируса, а того, что не будут повторно вводиться ограничения на проведение мероприятий. В прямом эфире с Сергеем Селивановым, директором Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, заместителем председателя Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности мы обсудили, как сказался коронавирус на этом бизнесе, какие уроки были извлечены и как изменилась выставочная сфера после попыток возобновления ее деятельности.

Об онлайн-выставках

Как мы все помним, наша жизнь на несколько месяцев переместилась в онлайн, что, конечно же, сразу заставило вспоминать про те цифровые технологии, которые начали осваиваться еще в начале «нулевых». О перспективах онлайн-выставок заговорили еще в 2000 году. Такие цифровые площадки пытались внедрять, и, когда интернет начал составлять реальную конкуренцию для СМИ, кинотеатров и других сфер развлечений, у многих возникло ощущение угрозы для традиционной конгрессно-выставочной деятельности.
Конечно, не стоит забывать о реалиях, так как несовершенство платформ зачастую превращало эти выставки в так называемые электронные каталоги, многие из которых, кстати, впоследствии стали интернет-магазинами. Поэтому на тот момент интернет не завоевал нашу отрасль, но в период, когда проведение очных мероприятий было под запретом, онлайн-выставки начали возрождаться уже с учетом развития новых технологий. Многие операторы стали предлагать участникам рынка использовать их, чтобы не останавливать продвижение товаров, поскольку выставки – это один из универсальных и эффективных механизмов выхода как на внутренний, так и на внешние рынки. Поэтому, считаю, пандемия отчасти дала толчок к их развитию, в первую очередь с точки зрения внедрения новых технологий при проведении мероприятий.

О доступности новых технологий
Начнем с того, что сейчас уже достаточно много продуктов, присутствующих на рынке, и если вы являетесь организатором или оператором выставочного мероприятия, то покупка разработки у специализированных программистов площадки исключительно под ваше мероприятие не будет эффективной. Учитывая то, что рынок действительно наполнен разнообразными предложениями, сейчас существует такая форма взаимодействия, как приобретение лицензии, когда под вас актуализируется продукт. Он переписывается или под организатора создается определенная версия, затем вы приобретаете лицензию, оговаривая техническое задание и прочие условия. Стоимость лицензии виртуального мероприятия в формате не только выставки, но и с наличием сопровождающей программы может начинаться от 100 тысяч рублей. Цена должна оправдываться: требуются определенные трудовые и денежные затраты на техническое сопровождение и подготовку этого мероприятия.
По нашим подсчетам, которые мы проводили летом, стоимость участия в онлайн-проекте с построением экспозиции в 3D-формате, организацией метчмейкинга, привлечением профессиональных посетителей, отдельной страницей, посвященной информации о деятельности компании, может составлять для отдельной компании около 50 тысяч рублей. У онлайн-проектов есть преимущества: отсутствие границ и возможность увеличить их продолжительность, ведь в таком формате о ежедневной аренде помещения уже не идет речи.
Подобные технологии сегодня широко известны и не слишком дороги для использования, но есть другая проблема. Участники пока слабо верят в эффективность этих мероприятий. Когда вы идете на выставку, тем более выставку с именем и репутацией, вы понимаете, что организаторы обеспечат поток посетителей, которые могут стать потенциальными партнерами. Здесь же это своеобразный «кот в мешке»: можно заплатить за эту услугу, но не увидеть, кто является посетителем и заинтересован ли он в партнерстве. Гарантий нет. Отдельно отмечу, что выставочная деятельность начинает восстанавливаться. Конечно, пандемия ударила абсолютно по всему бизнесу, кроме, возможно, некоторых онлайн-ресурсов. Из-за этого люди не готовы вкладывать средства в рисковые мероприятия с новым продуктом. 50 тысяч рублей – это крупная сумма для любого предприятия, особенно когда приходится сокращать персонал, переводить на неполный рабочий день. А поскольку гарантии в полезности онлайн-выставки для участника зачастую отсутствуют, это вызывает настороженность.

О новых форматах мероприятий
Сейчас мы видим, что онлайн, несмотря на широкое распространение в пандемию, не победил и не победит. Я в этом убежден. Но все-таки после того, как все ограничения будут сняты и возобновятся во всех регионах традиционные выставки, думаю, будут активно внедряться гибридные форматы. Конечно, тактильные чувства никто не отменял: потрогать фактуру ткани, оценить качество, увидеть какой-то двигатель в сборе, попробовать еду – это не заменит ни одна 3D-технология. Но стенды уже можно моделировать дешевле и в 3D-пространстве, при совмещении с мероприятиями деловой программы и переключением в разных комнатах ZOOM, TrueConf и других систем. Сейчас ясно одно: отрасль приобрела гибридные форматы и будет их активно применять.

О выставочных застройщиках

Одними из наиболее пострадавших игроков нашей отрасли стали выставочные застройщики. В своем большинстве они не производят IT-контента, поэтому лишь малая их доля смогла трансформироваться. Да, разработка дизайн-проектов – существенная часть их работы, но все же главное – взаимодействие с «живыми» стендами, которые мы привыкли видеть в традиционном формате. Напомню, что наша отрасль «встала», когда в феврале за 10 дней до проведения был отменен Российский инвестиционный форум, где по традиции представляется огромная экспозиционная часть. Застройщики изготовили материалы для постройки индивидуальных стендов, экспозиции были либо уже привезены в Сочи, либо приторможены по пути. Так что именно застройщики первыми приняли экономический удар на себя. У некоторых из них убытки от одного мероприятия составили от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей!
Торгово-промышленная палата России сразу после начала введения ограничений заняла активную позицию по поддержке всего бизнеса. Девять отраслей на первом этапе были отнесены к наиболее пострадавшим, одной из которых стала конгрессно-выставочная деятельность. Но все ощутили проблему несовершенства системы ОКВЭДов. Ведь люди даже не думали о всей серьезности, когда писали их в стадии регистрации компании: кто-то
выбрал вид экономической деятельности, несмотря на то, что он не является основным, а нужно было описывать именно основной. У некоторых на момент регистрации компании вообще отсутствовал профессиональный код, ведь ОКВЭД2 82.30 – деятельность по организации конференций и выставок утвержден только в 2014 году. В итоге, только треть выставочных застройщиков указали эту сферу как основу деятельности. Остальные приравняли себя к другим смежным отраслям и не получили поддержку в виде налоговых каникул, отсрочки кредитов и других мер. К сожалению, хотя мы и предпринимали меры, проблема ОКВЭДов не была решена.

Об инициативах ТПП РФ

В первую очередь мы с сообществом проанализировали все риски. Надо отметить один из немногих позитивных фактов, которые мы ощутили на себе за время пандемии, – сплочение всей отрасли. Некогда разрозненные ассоциации и общественные объединения предпринимателей сильно сблизились. Был собран так называемый клуб единомышленников: благодаря мессенджерам, чатам, онлайн-конференциям, которые проходили и по выходным и в будни до глубокой ночи, получилось сплотить отрасль. На каком-то этапе мы поняли, что действительно должны мыслить на будущее: если и не коронавирус, то могут же быть и другие пандемии. Поэтому Торгово-промышленная палата России выступила с инициативой о разработке регламента санитарно-эпидемиологической безопасности. Мы объединились с партнерами и в достаточно короткий срок смогли создать готовый документ – регламент эпидемиологической безопасности проведения выставочных и конгрессных мероприятий.
Когда были утверждены методические рекомендации по выполнению этих условий, они были приняты фактически без правок. И мы сразу от имени президента ТПП РФ Сергея Катырина и президента Российского союза вставок и ярмарок Сергея Воронкова обратились в адрес губернаторов регионов. Так благодаря нашим рекомендациям у людей появился важный документ: многие хотели бы открыться, но не знали, каким условиям должны соответствовать площадки и организаторы мероприятий, чтобы возобновить эту деятельность. К сожалению, в некоторых регионах выставки и конгрессы до сих под запретом. Но, учитывая, что около 80% рынка сосредоточены в Москве и в Санкт-Петербурге, а там она была возобновлена, это позволило рынку немного вздохнуть.

Следующий важный момент – эта непростая ситуация позволила в большей степени обратить внимание на нашу отрасль. Выставки и конгрессы не являются традиционными массовыми мероприятиями, потому что нельзя уравнивать выставки и конгрессы, где есть заблаговременная регистрация, четкий контроль потока посетителей, количество находящихся одновременно в одном павильоне или в одном зале людей, с проведением фестиваля или концерта, например. Количество присутствующих в одно время в одном месте – это легко администрируемая и управляемая вещь. Поэтому мы надеемся на то, что нас услышат. ТПП РФ и Российский союз выставок и ярмарок в настоящее время разрабатывают проект федерального закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности» и Стратегию развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации. Мы надеемся на снижение ограничений на проведение выставок и конгрессов и на утверждение отдельных правил для этой отрасли.

Возврат к списку