Регистрация / Вход

Поток со знанием

06.06.2019 Поток со знанием Для развития туризма огромная территория России – это и карт-бланш, и проблемные обстоятельства одновременно. «Фактура» впечатляет и позволяет говорить о поистине безграничном потенциале. Вместе с тем колоссальные расстояния и обилие труднодоступных мест, представляющих интерес для туристов, становятся одним из главных тормозов развития. Насколько реально сделать путешествия по России действительно доступным удовольствием, «ПРБ» узнал у вице-президента Российского Союза Туриндустрии, председателя комитета по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина.


Юрий Александрович, существует ли потенциальная возможность снизить стоимость тарифов на перевозки и размещение по стране? К примеру, Дальний Восток все еще недоступен для большей части жителей Центральной России – в первую очередь из-за перелета и дорогих гостиниц.

На сегодняшний день существует несколько направлений. Для некоторых – это Дальний Восток, Сибирь и Калининградская область – уже существуют программы субсидирования. Для пенсионеров и молодежи, а теперь еще и для многодетных матерей появилась возможность совершить перелет за полцены на основании введения льготных тарифов. Но, к сожалению, их пока не всем хватает. К слову, такая же программа действует по направлению из регионов в Крым.
Вообще сейчас многие крупные операторы, действующие в основном на выездном рынке, осваивают и внутренние направления. Например, АНЕКС Тур работает с Алтайским краем, TUI же предлагает Сахалин и Камчатку. Ряд туроператоров предлагают пакетные туры в Крым и Краснодарский край. И что самое главное – на эти направления тарифы идут в пакетах, что делает их на 20–30% выгоднее, чем покупка отдельно перелета и отдельно размещения. Вот вам один способ решения проблемы.
Второй – конечно же, поддержка по программам государства. Например, Минкультуры на протяжении нескольких лет организовывает фестивали «Открой свою Россию» для молодежи и школьников, а Минэкономразвития и Ростуризм обсуждают положение субсидирования туроператоров на внутреннем рынке. Пока определено 11 направлений. Но скоро география будет расширена, и цена на тарифы будет падать за счет увеличения количества направлений. А в перспективе такая же программа может быть принята и для въездного рынка. 
 
С приемом иностранцев в Москве, Питере и Сочи все понятно. А вот что делать маленьким старинным городкам – например, входящим в Золотое Кольцо, где в большинстве туристических мест антураж и уровень сервиса соответствует 70-м годам прошлого века?

Ну, проблемы инфраструктуры, логистики, транспортной доступности, а также качества обслуживания даже сегодня существуют и в Сочи, и на Дальнем Востоке. Однако большая их часть была решена за счет тех международных мероприятий и событий, которые там проводились.
Сейчас федеральная целевая программа по туризму в 2018 год уже закончена, но со второй половины 2019 года она, по заявлению Минэкономразвития, будет реализовываться вновь. И хорошо, ведь эта программа помогает регионам, в строительстве коммуникаций и различной инфраструктуры, на которую затем уже, в свою очередь, придут новые объекты.
Вообще, чем больше будет проводиться крупных событийных мероприятий со стороны государства, тем больше будет поток туристов. А это значит, что такие направления, как Золотое кольцо, Байкал, Северо-Запад и Дальний Восток станут привлекать к себе все больше внимания. Неперспективных мест в России нет. Вопрос только в том, есть или нет программное комплексное отношение к развитию туризма в конкретных местах.

С момента присоединения Крыма в 2014 году какие цифры отражают рост внутреннего туризма в России?
Конечно, такие показатели есть! Если до 2013 года Крым принимал порядка 6 млн туристов, среди которых 80% были гражданами Украины, а около 2 млн – россиянами-бюджетниками, то, к примеру, за прошлый год полуостров открыл свои двери для 6,8 млн приезжающих. В основном это россияне, но до 9% продолжают приезжать и из Украины. При этом стоит отметить появление и иностранных туристов. Другими словами, туристический поток из России увеличил свои объемы в данном регионе почти в три раза.
Важно и то, что если раньше отдыхающие тратили в Крыму порядка 15 тыс. рублей, то сейчас средние траты составляют практически 45 тыс. рублей за поездку. Поэтому сегодня можно говорить, что капиталоемкость тура и количество оборотов, конечно же, возросли. А что повлияло? Развитие логистики, постройка Крымского моста и нового терминала аэропорта в Симферополе на 6 млн человек – все это, безусловно, радикально изменило ситуацию.

Вернемся к льготам. Возможно ли их введение – например, в налогообложении, для туристических компаний, готовых продавать российские направления?
Да, а почему нет? Ведь существует же положение о порядке субсидирования для туроператоров, работающих с иностранными туристами. Их список вывешен на правительственном сайте для обсуждения. Мы, в свою очередь, отправили туда собственные предложения, касающиеся операторов, которые работают на внутреннем рынке. А перспективных направлений здесь, и правда, много: это и культурно-познавательные туры, и рекреационные. Даже ориентированные сугубо на детей появляются.

А планируется ли создание государственных программ, направленных на региональный туризм?
Основная – это как раз федеральная целевая программа. Кроме того, с 2020 года планируется запуск новой госпрограммы: там предусмотрены направления регионов, которые должны пользоваться поддержкой государства, прежде всего – финансовой. Определенные шаги делаются. Здесь слагаются потенциалы: с одной стороны – федеральный бюджет, с другой – региональный, и на такие площадки, как сегодняшние, приходит и турбизнес: как гостиничный, так и туроператорский, агентский, экскурсионный – в общем, тот, который и формирует потребительские потоки.


Беседовал
Василий Бидин

Возврат к списку