Регистрация / Вход

Посторонним – вход?

15.03.2019 Посторонним – вход?
 Несмотря на сложности с привлечением инвестиций в отечественную экономику в целом, интерес к России и к российской туристической отрасли сохраняется, так как потенциал этого направления экономики очевиден.

Константин Гаранин,
руководитель Центра территориального маркетинга


Иностранный бизнес готов заходить в наши регионы, что подтверждают и российско-китайские, и российско-индийские форумы. Карелия и Кольский полуостров вызывают интерес у представителей стран Баренц-региона, Калмыкия и Бурятия – со стороны азиатских и ближневосточных партнеров, а Москва, Сочи, Санкт-Петербург и Калининград давно являются территориями пристального внимания международных гостиничных операторов.

Однако серьезным барьером для входа иностранных инвесторов на туристический рынок России является отсутствие четкой, понятной и амбициозной экспорториентированной туристической стратегии страны. Внутренний рынок России далеко не самый большой и уж точно не самый активный, поэтому инвесторам интересно входить в проекты, где могут появиться значительные международные потоки (потому китайцам так и интересен, например, Байкал), где есть четкая и понятная стратегия развития на 15–20 лет. Но Россия сегодня не может предложить такой стратегии – существующая федеральная целевая программа по туризму не дает инвестору четкого представления о потенциале развития тех или иных дестинаций в долгосрочной перспективе.

На мой взгляд, чтобы сегодня привлечь инвестиции в российский туризм, России надо создать серию позитивных прецедентов, которые будут иметь положительный международный резонанс. Для этого целесообразно сконцентрироваться на продвижении территорий, где значительный туристический потенциал совпадает с уже существующими налоговыми льготами и достаточно жестким контролем за деловой и правоприменительной практиками. А главное, что у региона есть четкая прописанная маркетинговая стратегия развития туризма, которая может дать инвестору четкое представление о потенциале территории.

Лучше гор могут быть только льготы
В качестве удачного примера можно взять город Кировск Мурманской области, где благодаря Хибинам имеется значительный потенциал развития горнолыжного, пеше-горного, озерного, экологического и других видов туризма. Уже сейчас территорию посещают сотни тысяч туристов, в том числе из Китая, стран Баренц-региона. Территория имеет статус территории опережающего социально-экономического развития и соответствующие льготы, а заинтересованность и участие градообразующего предприятия в развитии туризма гарантирует инвесторам стабильные и прозрачные условия сотрудничества. Сегодня на территории уже развиваются успешные коллаборации с иностранными компаниями, а включение проекта в фокус интересов Минэкономразвития и других институтов развития выведет это сотрудничество на принципиально новый уровень. Формирование подобной практики в сегменте средних и малых инвестиций станет хорошим сигналом для более широкого круга инвесторов, интересующихся и другими территориальными проектами.



Возврат к списку