Регистрация / Вход

Поезд в Поднебесную

28.02.2020 Поезд в Поднебесную О наиболее перспективных направлениях российско-китайского сотрудничества,
мерах поддержки экспортеров, выходящих на рынок КНР, а также возможностях
заявить о себе на самом большом рынке e-commerce в интервью ПРБ рассказал 
управляющий директор по внешним связям и коммуникациям 
Российского экспортного центра Максим Филимонов.

Сегодня большую долю экспорта в Китай занимает сырьевой рынок, например, древесина и металл. При этом есть спрос и на нашу сельхозпродукцию. Каковы перспективы у российских сельхозпроизводителей на китайском рынке?
Среди перспективных сегментов в АПК можно отметить рыбу и морепродукты, прежде всего, более дорогую свежую продукцию – крабы и лосось, зерновые (пшеница, ячмень, кукуруза, горох). При этом увеличиваются объемы поставок переработанной российской продукции – кондитерских изделий, муки и растительных масел, пива, воды и соков. Из продовольствия с высокой добавленной стоимостью значительный рост в прошлом году показали поставки шоколада и других готовых какаосодержащих продуктов. Их главным покупателем тоже стал Китай.
Что касается других направлений, то хорошие перспективы по наращиванию объемов агроэкспорта в КНР появляются в связи с открытием рынков мяса птицы и молочной продукции. В частности, увеличился объем поставок куриных лапок и крыльев, пользующихся популярностью у китайского потребителя. В 2019 году, например, прошли первые поставки птицы и молока в Китай. В наступившем году работа в этом направлении будет продолжена.
Помимо диверсификации экспорта, важной задачей является продвижение отечественной продукции АПК за рубежом. Поэтому Российский экспортный центр уделяет большое внимание участию наших компаний в крупных международных, в том числе китайских, выставках. Сегодня можно уверенно сказать, что сельское хозяйство стало новой точкой роста российского-китайского сотрудничества

На ВЭФ–2019 российские и китайские транспортные операторы при поддержке Российского экспортного центра договорились о создании нового механизма экспорта продукции российского агропрома, который позволит значительно сократить сроки доставки российского продовольствия на китайский рынок. Что принципиально нового в этом соглашении?
Агроэкспресс – это прежде всего ускоренный контейнерный железнодорожный маршрут из европейской части России, где сосредоточено основное сельхоз- и перерабатывающее производство, до регионов центрального Китая – наиболее перспективного рынка для продукции российского АПК. Для удобства экспортеров данный маршрут сформирован между крупными транспортно-логистическими узлами в Московском регионе и в Китае. Его основное преимущество – скорость доставки продукции – менее двух недель, в то время как по deep sea это занимает 1,5 месяца, а также привлекательная цена. Например, для грузов, требующих термического режима, РЭЦ удалось добиться установления РЖД 50%-й скидки к ж/д тарифу для всех грузоотправителей, следующих данным маршрутом. Это беспрецедентное достижение, которое позволило экспедиторам более чем вдвое снизить провозную стоимость. Поскольку развитие экспорта АПК – приоритетная задача, агроэкспресс – это, безусловно, долгосрочный проект.
Если говорить о продукции, то перевозится самый разнообразный ассортимент – мука, масла, кондитерские изделия, бакалея, молочная продукция и мороженое, птица, различные напитки и многое другое. Говорить о грандиозных объемах еще, пожалуй, преждевременно – проект только недавно получил новый импульс, в частности, заработала тарифная скидка. Но можно с уверенностью сказать, что процесс пошел – уже был отправлен полноценный состав продукции АПК в Китай, и мы надеемся, что проект будет развиваться.

На крупнейшей мировой продовольственной выставке SIAL-2019 в Шанхае российский павильон был самый большой: свою продукцию представили более сотни компаний. Большинство из них попали на это грандиозное продуктовое бизнес-шоу благодаря финансовой и организационной поддержке Российского экспортного центра. Что дала выставка российским экспортерам?
Выставочные мероприятия – это один из наиболее действенных инструментов современного маркетинга. Экспозиции на выставках позволяют российским производителям заявить о себе, показать свои лучшие продукты зарубежным потребителям и импортерам, познакомиться с предпринимателями из других стран. Также это дает представление о состоянии отрасли, перспективах, уровне цен, конъюнктурных изменениях. Масштаб и значимость таких мероприятия для дальнейшего развития торговых отношений можно оценить в том числе по большому числу заявок от экспортеров, желающих принять участие в зарубежных и российских событиях. Так, при поддержке РЭЦ в мероприятиях 2019 года приняли участие свыше 1000 экспонентов. Если же мы говорим про SIAL, то РЭЦ представил 66 участников на общей экспозиции свыше 1500 м2. В списке российских участников были как крупные компании, так и представители сектора МСП. Для кого-то важно было расширить свое присутствие на рынке Китая, а для кого-то главная цель – познакомиться с этим перспективным направлением, обеспечить своей продукции удачный дебют. По результату выставки было проведено более 350 деловых встреч, посвященных укреплению сотрудничества в области сельского хозяйства, транспортно- логистической сферы, цифровой экономики. Но одним из главных результатов становятся заключенные сделки. На выставке в Китае российские экспортеры подписали соглашения на сумму 855 млн рублей.

Как Российский экспортный центр помогает нашим поставщикам выходить в Китай? Есть ли какие-то принципиальные моменты, которые должен понимать наш экспортер, присматриваясь к этому рынку?
Каждая страна имеет свои особенности и это, конечно, нужно учитывать при выходе на тот или иной рынок. В государственных центрах поддержки экспорта, работающих в полусотне российских регионов, есть специалисты, которые могут собрать всю информацию и составить подробный отчет о целевых рынках, потенциальных покупателях и таможенной политике. Центры поддержки экспорта (ЦПЭ) в регионах проводят маркетинговые исследования для бизнеса, либо пользуются аналитическими порталами РЭЦ, таможни и на основании этих данных консультируют экспортеров своими силами.
Помощь могут оказать и торговые представительства России за рубежом. Они помогают в оценке спроса на определенный товар в конкретной стране, а также готовы посодействовать в поиске партнеров. Для запуска экспорта важно, чтобы в команде были люди, разбирающиеся в специфике международного маркетинга, товарооборота, таможенных процедур и логистики, – это профильные финансисты, бухгалтеры, специалисты по продажам, юристы-международники. Также важно оценить возможность производства. К примеру, компания заключила контракт на международной выставке с покупателями из Китая. Покупатели требуют повысить качество продукции и ждут определенных объемов товара. Российской компании, которая до этого работала на внутреннем рынке, может быть непросто выполнить эту задачу – могут потребоваться замена оборудования или покупка нового, и, возможно, заемные средства для поддержки экспортной деятельности. Для этого есть кредиты, страховые и гарантийные инструменты, которые есть у нас в РЭЦ, – они позволяют снизить издержки и предоставить покупателю более выгодные условия.
На Китай как на приоритетный рынок направлены основные усилия РЭЦ по продвижению продукции АПК – субсидируется участие экспортеров отрасли в ключевых международных выставках (SIAL, CREXPO, CIIE), действует шоурум российской продовольственной продукции в Шанхае, организуются деловые миссии и гастрономические мероприятия.
Активно развивается российско-китайское сотрудничество в области креативных индустрий – это, в частности, мультипликация. Об успехе наших компаний в этой сфере хорошо известно. Эта отрасль отличается тем, что дает толчок для роста смежных, с ней связанных, – мерчандайзинга, например.
Большой потенциал у туристической отрасли, причем работать нужно над увеличением туристического потока как из Китая в Россию, так и в обратном направлении. А туризм, в свою очередь, – это драйвер для гостиничной отрасли, ресторанного дела, производства сувенирной продукции.
Важно сохранить высокий потенциал тех отраслей, которые уже набрали хороший экспортный потенциал, стремясь к поставкам их высокотехнологичной продукции, а также уделять внимание тем экспортным направлениям, которые непосредственно связаны с современными трендами и технологиями – IT, мода, музыка, кино, анимация, музейная и выставочная деятельность, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Считаю, что нам под силу не только сохранить нынешние позитивные тренды, но и приумножить достигнутый рост. Цель по росту товарооборота между Россией и Китаем поставлена действительно амбициозная, но она соотносится с контекстом тех беспрецедентно доверительных отношений, которые достигнуты руководством наших стран.

Все больше предпринимателей ищут возможности использования онлайн-площадок, в том числе и для экспорта своей продукции. РЭЦ даже создал обучающий курс «Возможности онлайн-торговли для экспертов». Какую помощь предлагает Российский экспортный центр для развития экспортной торговли в интернете?
Китай – страна с самым большим рынком e-commerce в мире на сегодня. По данным исследовательских агентств, в 2019 году объем рынка электронной торговли КНР составляет порядка $2 трлн. Более того, показатель проникновения e-commerce в ритейл в Китае достигает 20% (средний показатель по миру 8–9%). Конечно же, мы не можем этого не видеть и ведем работу по созданию инфраструктуры для выхода российских производителей на китайский рынок посредством каналов электронной торговли.
В первую очередь хотелось бы сказать о том, что в ноябре был открыт национальный магазин российских товаров на внутрикитайском маркетплейсе Tmall в категории Food and Fresh. Это онлайн-супермаркет, где российские производители могут размещать и продавать свои товары. В основном его ассортимент состоит из традиционных русских сладостей: яблочной пастилы, варенья из дикоросов, а также вафель, полезных сухих завтраков, слоек с джемом и т. д. Tmall.com – одна из крупнейших В2С-платформ, входит в Alibaba Group и трафик на ней превышает 700 млн активных пользователей в месяц. Оператором Национального магазина российских товаров на этой площадке стала компания Epinduo, с которой в этом году на полях ВЭФ РЭЦ подписал соглашение. Хочу отметить, что магазин сразу стал показывать очень хорошие продажи. В частности, за декабрь было продано российской продукции почти на 60 млн рублей, что составляет примерно 2 контейнера продовольственной продукции в сутки, было осуществлено более 260 тысяч B2C-продаж. Представители Alibaba отметили, что в одну из недель декабря наш магазин установил рекорд по продажам среди других государственных магазинов, открытых на данном маркетплейсе.
Отдельно можно выделить созданную инфраструктуру по выводу продукции российских производителей на китайские маркетплейсы с использованием режима бондовых зон КНР. При размещении продукции в онлайне с территории данных зон можно осуществлять торговлю как по внутристрановой, так и по трансграничной модели. Последняя удобна отсутствием необходимости сертифицировать товар.
Также нельзя не упомянуть планируемый на 2020 год ряд обучающих семинаров от Университета Taobao для российских компаний, стремящихся попасть на китайский рынок. В июле и сентябре 2019 года мы уже провели 2 пилотных семинара, отзывы от компаний очень положительные. Будем масштабировать данный опыт на всю страну.


Беседовали
Мария Егорова,
Галина Соловьева

Возврат к списку