Регистрация / Вход

По своим каналам

18.09.2019 По своим каналам Сегодня в России 60% спортинвентаря и экипировки имеют иностранное происхождение. В спорте высших достижений этот показатель порой достигает 90%. Создание в стране современной, конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии, производящей спортивную продукцию, стало ключевой целью Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года, разработанной недавно Министерством промышленности и торговли РФ. О мерах поддержки для тех, кто «верит твердо в героев спорта» и формировании спроса на отечественную продукцию «Путеводителю российского бизнеса» рассказал Дмитрий Колобов, директор Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ.

Насколько реально, что в ходе реализации Стратегии развития спортивной индустрии в России может возникнуть крупный единый бренд, который будет производить весь спектр товаров для спорта – по примеру Nike, Puma или Adidas?
История зарубежных брендов, которые мы приводим в пример сейчас и на результат которых мы хотели бы равняться в ближайшем будущем, насчитывает более 50 лет. За это время такие компании как Nike, Adidas, Puma, Reebok создали свой личный феномен мирового бренда, который, несомненно, ассоциируется с качеством, комфортом, современными технологиями и, конечно же, возможностью достичь успехов в профессиональном спорте.
Как и все другие предприятия, эти мировые гиганты успели столкнуться и с контрафактом на зарубежных рынках, и с неудачными коллаборациями с известными спортсменами мирового уровня. Поэтому тот статус и те возможности, которыми сейчас обладают указанные предприятия – это вопрос, регулируемый временем, амбициями компаний и, самое главное, инвестициями, вложенными в развитие предприятий.
На данный момент отечественные предприятия находятся еще в начале своего пути как к национальному, так и международному успеху. Уже сейчас в России есть компании, создающие конкурентоспособный продукт и имеющие опыт продвижения товаров на международные рынки посредством участия в конгрессно-выставочных мероприятиях в Европе, Азии и Америке.
Однако у этого вопроса есть и слабые стороны. К слову, отечественная спортивная индустрия институционально только оформляется, что затрудняет процессы планирования, целеполагания, организации учета и статического наблюдения, оценки и динамики развития.
При разработке Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019–2020 годы Минпромторг России совместно с ключевыми ведомствами ориентировались на выполнение вышеперечисленных задач, которые должны стать ожидаемым результатом Стратегии как одного из главных механизмов поддержки данной отрасли.

Как именно будет оказываться поддержка производителям?
Спортивная промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. В качестве примеров приведу ряд спортивных дисциплин и промышленных отраслей, которые предшествуют созданию спортивного оборудования и инвентаря: производство спортивных машин для ралли, трофи, дрэг-рейсинг, дрифт (машиностроение и автомобилестроение), производство швертботов для парусного спорта (судостроение), производство спортивной одежды и экипировки для спортсменов (легкая промышленность), производство комплектующих для спортивного оборудования и инвентаря (станкостроение), производство спортивных самолетов (авиационная промышленность) и прочее. Поэтому поддержка производителей спортивной индустрии будет осуществляться за счет различных механизмов, реализуемых Минпромторгом России и институтами развития. Среди основных инструментов можно выделить предоставление предприятиям субсидирования части затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также запуском новых производств. Кроме того, предусмотрено предоставление льготных займов на создание и развитие производства отечественной продукции с использованием инструментов Фонда развития промышленности. Также в рамках реализуемых механизмов поддержки Минпромторга России совместно с Российским экспортным центром предполагается развитие внешнеэкономической деятельности предприятий с конкурентоспособной и ориентированной на экспорт продукцией. Ну, и наконец, запланировано предоставление государственных и муниципальных преференций отечественным производителям при заключении с государством специального инвестиционного контракта по созданию, модернизации и освоению производства промышленной продукции на территории РФ.

Стратегия направлена все-таки на крупных предпринимателей или у малого бизнеса тоже есть шансы включиться в работу?
На данный момент в сфере производства товаров для спорта занято более 300 производителей, при этом на долю крупных предприятий спортивной индустрии приходится лишь 2%, в то время как малые и микропредприятия вместе составляют около 74%.
При формировании механизмов поддержки стратегии, направленных на развитие, производства и сбыт спортивной продукции, Минпромторг России, безусловно, учитывал текущее состояние рынка и возможности отечественных предприятий спортивной индустрии. Как правило, средние и крупные предприятия спортивной индустрии уже имеют конкурентную технологичную базу, опыт работы на зарубежных рынках и сертифицированную продукцию, которая соответствует международным стандартам качества. В свою очередь, представители малого бизнеса не могут похвастаться такими успехами. Поэтому разрабатываемые инструменты реализации прежде всего учитывали потребности микро- и малых предприятий, так как они составляют большую часть рынка.

Одно из положений документа – формирование спроса на отечественную продукцию. Каким образом этот пункт будет претворяться в жизнь?
Мы совместно с отечественными предприятиями подготовили типовые решения уличного детского игрового, спортивно-развивающего и спортивного оборудования, рассчитанные на различные по площади и функциональному назначению территории. В 2019 году Минпромторг России планирует совместно с Минстроем России и Минспортом России утвердить типовые проекты открытых плоскостных сооружений для спортивных и оздоровительных занятий. В проект будут включены решения, содержащие детские игровые и спортивные площадки отечественного производства для различных групп населения. Также уже с этого года планируется проработка вопроса приоритетности использования отечественного инвентаря и оборудования при государственных и муниципальных закупках.


Беседовал
Василий Бидин

Возврат к списку