Регистрация / Вход

Переходный период

19.04.2019 Переходный период Все там будем. Сегодня эту крылатую фразу можно смело применять к цифровизации. «Цифра» плотно входит в нашу жизнь на самых разных уровнях, не ограничиваясь только мобильной связью и соцсетями. В экономике страны сейчас тоже происходит глобальная перенастройка основных инструментов управления. Именно здесь цифровизация и должна стать той самой опорной точкой для повышения качества жизни от Калининграда до Владивостока. О лучших российских практиках и барьерах, стоящих на пути развития цифровой экономики, рассказал заместитель директора Ассоциации инновационных регионов России Рустам Хафизов.

На прошедшем недавно Московском цифровом форуме много говорилось о том, что далеко не все российские регионы готовы к цифровизации. От чего зависит эта готовность – от социально-экономической ситуации на местах, близости к центру или личности руководителя?
Главное – это, конечно, инициатива губернатора. Когда глава активно вовлечен в процесс цифровизации, тогда этот процесс идет хорошо. Кроме того, важным фактором является наличие высокотехнологичных компаний в регионах, потому что цифровизация заключается в применении тех или иных решений. Чем больше их в регионе, тем лучше. Сегодня запущена широкая дискуссия – те, кто знает, что делать в рамках цифровой экономики, активно начинают предлагать свои решения органам государственной власти и бизнесу. Соответственно, чем больше таких компаний на уровне региона, тем более качественно это будет идти. Те «сквозные» решения, которые появляются благодаря информационным технологиям, пронизывают все отрасли и сферы, в том числе сектор государственного управления. Сегодня все большее количество процессов становятся автоматизированными. Благодаря накоплению огромного объема информации (Big Data) появляются новые возможности к ее анализу и принятию решений. На федеральном и на региональном уровнях чиновники понимают плюсы, которые можно от этого получать.

Эксперты выделяют несколько областей – лидеров в цифровизации, в их числе Тюменская и Калининградская области, а также Якутия. Почему в этих регионах все хорошо?
Действительно, у всех субъектов РФ разная степень готовности. Кто-то разрабатывал это направление еще до того, как оно стало хайпом, другие включились в процесс уже в рамках программы. На сегодня нет ни одного региона, который бы в этом не участвовал. Есть национальный проект «Цифровая экономика», в рамках которого субъекты разрабатывают свои проекты по 6 направлениям – нормативное регулирование, кадры, информационная инфраструктура и безопасность, цифровые технологии и государственное управление. Однако наблюдается большая разница в уровне их подготовки. Среди лидеров можно отметить Республику Татарстан, которая несколько лет назад перевела в городе Зеленодольске большое количество сервисов в единую электронную карту. В частности, благодаря одной платежной системе были созданы больничные и транспортные карты. Это стало хорошим примером. Кстати, это было еще до того, как переход на цифру стал общенациональным трендом.

Есть мнение, что не все регионы понимают, что на самом деле значит цифровизация, поэтому воспринимают это направление просто как общий тренд и обязанность. На ваш взгляд, это так?

Вопрос, для чего это нужно, действительно является очень важным. Есть задачи и есть решения. Многие начинают понимать, что это не просто инерционный процесс – отработали, отчитались и все. Нет, это сегодня некая система управления изменениями. Самое главное в цифровизации – это скорость. Она будет влиять на эффективность принимаемых решений как в бизнесе, так и в госуправлении.
Кроме того, сегодня есть ряд инициатив федеральных органов власти, например, «Регуляторная песочница», направленных на то, чтобы в ускоренном виде брать те решения, которые приходят, в правовой оборот и фиксировать их с возможностью регулировать общественные отношения. На уровне регионов сейчас все об этом задумываются и пытаются найти оптимальную схему, благодаря которой текущая деятельность проходила бы оптимально и можно было бы перестраивать администрирование на систему управления изменениями.

Минпромторг РФ неоднократно подчеркивал, что самое основное в цифровизации – это увеличение производительности труда. Понимает ли это бизнес?
Вопрос производительности труда выделен в отдельный нацпроект, который курирует Министерство экономического развития РФ. Сегодня уже отобраны пилотные регионы. С каждым годом их количество будет увеличиваться, в итоге дойдя до 85. В пилотном регионе выбираются предприятия, на которых в ручном режиме вместе с министерствами и федеральным центром компетенций по повышению производительности труда будет повышаться та самая производительность. Цифровизация и производительность труда – это связанные процессы. С повышением уровня одного повышается уровень другого. У нас по ряду отраслей есть отставание в сравнении с западными компаниями и это связано как раз с недостаточным количеством использования автоматизированных систем, к примеру, тех же роботов-манипуляторов. В тоже время есть статистика, показывающая, что у предприятий есть большой задел для роста с применением аппаратных и программных комплексов.
Один из показателей продвинутости и готовности региона к цифровизации – наличие высокотехнологичных компаний. Почему в каких-то регионах они возникают, а в других – нет?
Сегодня очень важным является понимание того, что нужно заниматься стартапами – созданием новых бизнесов, поддержкой инициатив среди молодежи и предпринимателей. Кроме того, надо еще и заниматься скейлапами – поддержкой уже существующих на рынке компаний, у которых естьконкурентный продукт, слаженная команда и внятная стратегия развития, в идеале – на растущих или формируемых рынках. Поддержка этих компаний со стороны органов власти и институтов развития будет влиять на появление новых продуктов и скорости развития компании. Потому что сегодня технологичная компания определяется наличием конкурентного продукта и скоростью его масштабирования. Сегодня ни один продукт не может быть конкурентным в рамках одного региона. Товар сразу должен выходить на глобальный рынок, потому что если говорить о высокотехнологичной продукции, то настоящие объемы по продажам находятся за периметром страны. Международная кооперация важна, при этом задача – не только масштабировать присутствие в тех странах, где ведется реализация нашей продукции, но и выходить на новые рынки.

В рамках цифровизации сегодня много говорят о разработке и внедрении отечественного программного обеспечения. Как вы оцениваете его перспективы? Смогут ли наши производители когда-нибудь конкурировать с мировыми гигантами?
На сегодня в России есть правильные инициативы в части ориентации крупных госкомпаний к переходу на отечественное ПО. Они фактически формируют рынок для наших разработчиков. Стоимость общей ежегодной закупки госкомпаний оценивается в более чем 10 трлн рублей – это огромный рынок и часть этих средств идет на закупку ПО. Сегодня это хороший сигнал, потому что бизнес будет вкладываться в расширение штата IT-специалистов и в разработку новых продуктов, о которых раньше и не думал, поскольку еще несколько лет назад ниша была занята западным партнером. Поэтому сейчас компании пересматривают свои стратегии развития: если тот или иной продукт востребован, значит, они будут вкладываться в него и закупать, независимо от занятости ниши.
При этом важный вопрос – достаточное наличие кадров. Есть разные данные, говорящие о том, что цифровой экономике требуется от 300 тыс. до миллиона специалистов, которых у нас нет. Для того чтобы они появились, во-первых, нужно ориентировать ребят, получающих профильное базовое образование, чтобы они точно знали, куда идут. Во-вторых, важно дополнительное образование. Это то направление, к которому могут подключиться высокотехнологичные компании и оперативно настроить образовательную программу с учетом видения рынка, а именно того, какие специальности будут востребованы, в перспективе на несколько лет. Настройка системы образования в синхронизации с успешными технологичными компаниями и ведущими вузами – это, несомненно, решение вопроса.

Есть поверхностное мнение, что кадры для «цифры» – это исключительно те, кто связан с высокими технологиями? Какой пласт специалистов нам в действительности потребуется в нашем светлом будущем?
Цифровизация – это прежде всего сквозные технологии, пронизывающие все отрасли: от дизайна до биологии. Сегодня не хватает традиционных IT-специалистов и программистов. Да, появляются новые специальности, связанные с Big Data и нейросетями, беспилотниками, но для них все равно требуется базовое образование. Образование, которое дается сегодня в вузах, будет пересматриваться в будущем и университеты сами понимают, что это вопрос их выживаемости. Потому что благодаря цифровым технологиям сегодня у абитуриентов есть возможность получить объективную информацию о том, какая специальность будет востребована.
Не секрет, что многие высокотехнологичные компании имеют свои кафедры на базе ведущих университетов и студенты многих технологических вузов, что называются, «нарасхват» уже с третьего курса. Поэтому сегодня главная конкуренция – за кадры, причем не на уровне университетов, а уже на уровне школ. К примеру, «Росатом» и «Роскосмос» идут в школы и уже там начинают внедрять программы профориентации.

Можете привести яркие примеры того, как кто-то из регионов добился прогресса на пути к цифровизации?
К примеру, в Якутии очень высокая приоретизация, там задачи в привлечении IT-компаний и развитии всего технологичного сектора в целом ставит, в том числе, и глава региона. В частности, есть IT-парк, где работает компания разработчиков игр на заказ, с оборотом в несколько млрд рублей. Эта компания входит в топ мировых разработчиков.
Мэр Калуги формирует систему в части синхронизации баз данных на уровне города. Она позволяет разным органам и ведомствам обмениваться информацией на уровне муниципалитетов, при этом у каждого действуют свои ограничения по обмену данными.
Алтайский край реализует интересные проекты, связанные с цифровой трансформацией сельского хозяйства, включающие формирование центра компетенций и развитие навигационно-информационных систем.

Можно ли этот опыт масштабировать или не получится, там разные условия?
Минцифра сегодня внимательно следит за лучшими практиками для масштабирования тех решений, которые появляются. Отдельные кейсы министерство показывает другим регионам. В эту работу вовлечены и другие органы. К примеру, Аналитический центр при правительстве РФ является методическим центром и показывает решения регионов, где чего-то добились в этом плане. Действует программа CDTO (Chief Digital transformation office), в рамках которой команды от регионов на протяжении определенного времени с отрывом от производства приезжают в Российскую Академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и имеют возможность получить знания от ведущих практиков в вопросах цифровизации, разобрать лучшие примеры других регионов и в процессе обучения подготовить проект для своего субъекта. Система настраивается таким образом, что на разных площадках субъект, если он заинтересован, спокойно может получить информацию о том, что делается и как. Конечно, какая-то конкуренция среди регионов сохраняется, но с реализацией механизма нет проблем – то, что сделано в одном месте, можно применить в другом.

Достаточно ли новаторов поддерживает государство?
Меры господдержки – это всегда палка о двух концах. С одной стороны, компании очень хорошо воспринимают понятные меры господдержки, которые системно закрывают имеющиеся у них сложности, например, субсидирование или гранты. С другой стороны, меры поддержки не должны быть накладными для этих организаций. Сегодня ни для кого не секрет, что многие не пользуются ими, потому что боятся отчетности, необходимости нанимать специальных людей, которые будут писать отчеты. Сегодня это надо отрегулировать.

Как сказал Сергей Глазьев на Московском цифровом форуме: хотите инноваций – давайте хорошие кредиты под смешную процентную ставку, как это происходит на Западе. Бизнес не будет развивать инновации, кредитуясь под огромные проценты. По-вашему, «денежный вопрос» – это и есть основной барьер, мешающий развитию инноваций со стороны бизнеса?
Я считаю, что главная проблема – это все-таки кадры. Сегодня регионы борются за то, чтобы толковые ребята не уезжали, а компании – за то, чтобы от них не уходили. Кадровый вопрос очень часто становится на первое место, на второе – регуляторика. А деньги, на мой взгляд, только на третьем месте.


Показатели эффективности направления «Цифровое государственное управление» к 2024 году

70 % взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде.

100 % приоритетных государственных услуг и сервисов предоставляются без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций,
с применением реестровой модели, онлайн, проактивно.

70 % основных данных прошло гармонизацию (соответствие мастер-данным).

90 % внутриведомственного и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений.


Беседовала
Мария Егорова

Возврат к списку