Регистрация / Вход

Особые отношения

28.02.2020  Особые отношения От индивидуального предпринимателя – до руководителя крупной международной компании,
от бартерной торговли – до миллионного товарооборота. Сегодня, оглядываясь на свой путь, Сунь Лайцзюнь, председатель правления корпорации «Шанлянь», утверждает, что успех базируется на трех китах: мечтах, последовательности и честности.
Он стал одним первых предпринимателей, занявшихся своим бизнесом еще в начальный период проведения политики реформ и открытости Китая. О ключевых качествах и ценностях настоящего бизнесмена, а также особенностях российско-китайского бизнеса Сунь Лайцзюнь рассказал в эксклюзивном интервью «ПРБ».

Ваша компания выросла из маленького предприятия. На старте планировали ли вы международные операции, ставили по-настоящему большие цели? Или же следствие вашего успеха – любовь к собственному делу?
В 1982 году фабрику швейных машин, где я работал, из-за убытков расформировали. Тогда мне только и оставалось, что искать способ заработать на жизнь. Я торговал рыбой на рынке, перепродавал телевизоры и холодильники, постоянно вкладывал заработанные деньги в бизнес, прогорал и снова зарабатывал. В 1990 году я услышал, что торговые дела с Россией идут неплохо, и тут же приехал в Суйфэньхэ (прим. редакции: официально признан КНР как первый открытый пограничный город на границе с Россией). В 1991 году у меня было всего 60 тыс. юаней, на которые я мог опереться, и я начал торговать с Россией. В то время приграничная торговля была монополизирована такими компаниями, как «Вайюнь», «Чжунго Вайюнь», «Суйфэньхэ Бяньмао». Мы лишь действовали как агенты для них. Тогда деньги зарабатывались очень быстро. Например, я перепродавал одежду – на Сантане тянул машину с грузом. Тогда на одну машину можно было погрузить товара на сумму около 20 тыс. юаней. Иногда можно было съездить дважды. Помню, я думал: вот займусь большим бизнесом, так же, как и эти крупные внешнеторговые компании, и у меня будут собственные служащие и агенты. В 1992 году, когда в стране отменили лицензию на импортные автомобили, я накопил немного средств и открыл бизнес по продаже импортных машин. С того времени и начали завязываться отношения с многими российскими партнерами по бизнесу и покупателями. Я получил первые большие деньги и в тоже время накопил средства, чтобы встать на ноги.
Сейчас понимаю, что так называемый секрет успеха на самом деле прост: мечтайте, будьте последовательны и честны.

Когда вы впервые открыли собственную компанию, ориентировались на чей-то пример? Или же вы всегда шли своим путем?
Когда в 1998 году я зарегистрировал Суйфэньхэйскую импортно-экспортную компанию «Лунцзян Шанлянь» с уставным капиталом в 100 млн. юаней, торговля между Китаем и Россией находилась в начальной стадии, потому специалистов, занимающихся торговлей или работающих на предприятиях бытового обслуживания, было немного. Так что у меня вовсе не было примера для подражания, и, я не мог перенять опыт своих предшественников. Опираясь исключительно на преимущества китайско- российского пропускного пункта в Суйфэньхэ и на льготную политику в рамках сотрудничества с Россией, я , благодаря тщательному анализу принимаемых решений и их прак- тической реализации, сумел найти новые возможности для бизнеса, выстраивая свой особый путь, развив себя с нуля. При этом я до сих пор не встречал в коммерческих кругах человека, который подал бы мне пример.

Без каких качеств, способностей и умений нельзя вести современный бизнес?
Я думаю, что самое важное качество для предпринимателя – это честная репутация, а ключ к современному бизнесу – креативность.
Занимающиеся бизнесом в России люди обычно имеют русские имена, я же до сих пор не имею русского имени. Однако, все россияне знают «Сунь» из Суйфэньхэ, они говорят: «Тебе лишь нужно с ним поторговаться, и он согласится». И это реально подтверждается на практике, без вопросов. Некоторые российские старые друзья, когда у меня очень тяжелые времена, все равно присылают мне товар на сумму около 20 млн юаней. При том, что у нас даже официальной бумажки нет, где прописаны наши договоренности. Но мы никогда не нарушим слово.
В текущий момент мы пытаемся продвигать импортную химическую продукцию через свою оптовую базу в Суньфэйхейском районе свободной торговли, оборудовав ее соответствующим образом.
При этом я постоянно расширяю свой кругозор в рамках долгосрочных перспектив. Например, поощрил своего сына вывести небольшую часть собственного предприятия и присоединиться к компании Alibaba, став под ее эгидой организацией-новичком, которая сформируется, набравшись опыта у самой передовой торговой команды. В процессе развития предприятия мы постоянно поддерживаем креативность наших служащих, собирая их мысли, премируя их за идеи. Подобный образ действий позволяет нашему предприятию извлечь много пользы для себя.

За то время, пока вы торгуете с Россией, какие проблемы возникали у вас, к примеру, с точки зрения разницы деловых культур?
Самой большой трудностью всегда был язык, так как я не умею говорить по-русски. Когда я начал заниматься бизнесом и мне приходилось ездить за границу, всегда искал переводчика, чтобы заранее написать записку, которую я бы всем показывал, следуя маршруту. Но однажды я положил в карман $50 тыс. и перед тем, как полететь за границу, обнаружил, что написанная на русском языке бумажная полоска потерялась. В конце концов я нашел китайское посольское представительство, а затем – старого водителя, нарисовал ему пароход, чтобы он доставил меня до Владивостока. Затем успешно связался с моим российским партнером.
За годы торговли с Россией я всегда ощущал дружеские отношения, сложившееся между нашими странами. К тому же российские партнеры, особенно из некоторых крупных российских государственных предприятий, добросовестны и внимательны, неустанно совершенствуются. Сейчас я сотрудничаю с многими торговыми партнерами из России, среди которых есть те, с кем мы познакомились более 10 и даже 20 лет назад. Наше с ними сотрудничество в настоящее время строится уже не только на простом получении прибыли, но во многом и на дружеских отношениях. Такие отношения несут для китайско-российского сотрудничества большую пользу.

Какое управленческое решение из тех, что вам пришлось принять за время развития компании, на ваш взгляд, самое важное?

В процессе развития корпорации «Шанлянь» очень много ключевых стратегических решений было принято на ощупь. В 1999 году, находясь в положении, когда внутригосударствен- ная структура рынка была в беспорядке, компания построила железную дорогу для доставки строевого леса, впервые организовала Северокитайский биржевой вторичный рынок для его продажи и в том же году, являясь ведущей отраслевой организацией строевого леса города Суйфэньхэ, мы нормализовали структуру рынка в городе. А в 2001 году были закуплены «Южные лесоматериалы» Суйфэньхэ, учрежден Суйфэньхэйский собирательно-распределительный центр строевого леса, в котором есть зоны для хранения, обработки и продажи древесины. Реализуя политический курс «Один пояс, один путь», мы откликнулись на призыв правительства и в 2014 году учредили «Хэйлунцзянскую международную транспортно-экспедиционную компанию сухопутных и морских перевозок», активизировав «внутри и вне Китая» логистическую перевозочную деятельность, а в апреле 2017 года был открыт прямой морской рейс из российского порта «Восточный» в порт «Тайцань».

Вы занимаетесь благотворительностью. Когда вы решили, что это ваша сознательная потребность? На ваш взгляд, любой предприниматель должен уделять должное внимание этой области?

Я думаю, став предпринимателем, человек, исходя из собственных возможностей, обязательно вносит свой вклад в общество. Это должно стать своего рода обязанностью и привычкой. Я вовсе не являюсь исконным жителем Суйфэньхэ, но мои корни оттуда, и я горячо люблю каждую гору и речку, каждую травинку и деревце этого края. К примеру, я откликнулся на призыв правительства «Культивация растительности и ее насаждение», оказывал финансовую помощь бедным учащимся и малоимущим семьям. Также я оказывал материальную поддержку жильцам, переселяемым при сносах домов, предлагал им переехать на новое место, навещал офицеров и солдат пограничных досмотров и дома для престарелых. Еще я финансировал ремонт дорог у жилых домов, строительство водостоков, мостов, туалетов, помогал жителям города решать финансовые проблемы при поездках и путешествиях.
Я всегда думаю о том, как отблагодарить свою страну, и постоянно делаю все возможное для этого.

Какое ваше самое главное достижение?

Я думаю, что самое главное мое достижение – это то, что я, опираясь на самого себя, обеспечиваю окружающих меня людей. В определенной степени я приношу пользу своей стране и одновременно ощущаю особую значимость своей деятельности.
Я буду так же старательно, как и раньше, стремиться вперед, осваивать новые горизонты и прокладывать новые пути, создам предприятие первого класса, превращу «Шанлянь» в образец на века, максимально укреплю бренд корпорации. Но при этом продолжу брать на себя тяжелую ношу ответственности, возглавляя свою корпорацию, и тем самым внесу лепту в дальнейшее развитие Суйфэньхэ, а также сотрудничество Китая и России.

Беседовала
Мария Егорова

Возврат к списку