Регистрация / Вход

Не проходите мимо

30.10.2019 Не проходите мимо Сергей Селиванов,
директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ


«Событийная инфраструктура. Новые возможности для развития региона». Живую дискуссию с таким названием организовали Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ и журнал «Путеводитель российского бизнеса» в рамках Международной туристической выставки ОТДЫХ LEISURE-2019. Разговор получился действительно оживленным и полезным для тех регионов, руководство которых намерено развивать конгрессно-выставочную деятельность. А таких в России на сегодня около 50. Вопрос в том, всегда ли региону это действительно необходимо? Даже если очень хочется. Давайте разберемся, как оценить свои возможности на старте и какие шаги предстоит сделать от решения до строительства выставочного комплекса.

Вложения в продвижение
Зачем это регионам
Во всем мире конгрессно-выставочная деятельность является очень эффективным инструментом продвижения про- дукции как на внутреннем, так и на международном рынке. Это стало аксиомой и неоспоримым фактом. Именно поэтому уровень развития этого направления в том или ином регионе или в стране в целом можно считать индикатором их социально-экономического развития. В свое время, увидев такую прямую взаимосвязь, Торгово-промышленная палата России стала инициатором разработки Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.

К барьеру
Что мешает развитию

Одной из задач этой концепции стало выявление существующих проблем, которые мешают развитию конгрессно-выставочной деятельности как регионов, так и страны в целом. Сразу скажу, что, пожалуй, одним из основных тормозящих факторов является отсутствие либо несовершенство материально-технической базы событийной инфраструктуры. Говоря более простыми словами, зачастую даже если экономика субъекта готова к проведению крупных выставок, конгрессов и других мероприятий подобного характера, состояние его инфраструктуры, а именно – отсутствие профессиональных специализированных комплексов не позволяет этого сделать.
Для примера приведу несколько цифр. На текущий момент в России есть 53 города, которые обладают материально-технической базой, способной принять на своей территории конгрессно-выставочные мероприятия. Общая площадь этих комплексов не превышает
1,1 млн кв. м. Для сравнения, в Германии площадь выставочных центров составляет 3,2 млн кв. м, Китае – 5,7 млн кв. м.
Только 14 городов в России располагают современными выставочными комплексами площадью более 5 000 кв. м., которые соответствуют мировым стандартам для проведения конгрессно-выставочных мероприятий. При этом более 70% площадей распо- лагаются на территории Москвы и Санкт-Петербурга. На всю остальную Россию приходится меньше 30% качественной выставочной инфраструктуры. Это как раз связано со слабым развитием материально-технической базы в субъектах. Когда мы в ТПП РФ готовили материалы для Концепции развития и разработки плана мероприятий по ее реализации, около 50 субъектов высказали пожелания развивать соответствующую инфраструктуру. В их планы входит строительство специализированных комплексов на своей территории.
А теперь самое время вспомнить еще об одном сдерживающем факторе – это несовершенство или отсутствие законодательной базы, нормативно-правовых актов, которые позволяли бы реализовывать государственно-частное партнерство при создании конгрессно- выставочной инфраструктуры. Если и есть такие примеры у нас сейчас, то это исключительно индивидуальное решение регионов. Показательный кейс – Свердловская область, которая за счет субъекта построила выставочный комплекс и в этом году открыла конгрессный центр мирового уровня, где в этом году прошел саммит GMIS с участием президента России Владимира Путина. ТПП РФ уже много лет продвигает идею принятия Федерального Закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, где, в т. ч., необходимо закрепить нормы государственного-частного партнерства в вопросах развития материально-технической базы в соответствующей сфере деятельности. В этом случае мы уже сможем говорить о более системной работе в этом направлении.

Если хочется, то нужно?
Как оценить целесообразность

Одного желания принимать и проводить на своей территории крупномасштабные мероприятия, конечно же, мало. Однако зачастую решение о строительстве конгрессно-выставочного комплекса принимается без тщательной проработки. Меж тем есть комплекс вопросов, которые не только лягут в основу разработки концепции проекта будущего КВЦ, но и позволят в принципе понять на старте, а нужен ли вообще региону комплекс.
Давайте разберем алгоритм на примере конкретного кейса – Воронежской области, где недавно было принято решение о создании соответствующей инфраструктуры. Несмотря на то, что Воронеж – это город-миллионник с развитой промышленностью и располагается в 500 км от Москвы, в нем нет выставочного комплекса, как нет его и в ближайших регионах. Поэтому в случае реализации проекта он станет не только областным, но и межрегиональным КВЦ.
В настоящее время в регионе создана рабочая группа, куда пригласили войти представителя ТПП РФ. Уже прошла встреча с губерна¬тором и ТПП Воронежской области, намечен план действий. На первом этапе будет разработана концепция развития конгрессно-выставочной деятельности в регионе. Это как раз то, с чего нужно начинать любому субъекту, принявшему решение о развитии соответствующей инфраструк- туры на своей территории.
Прежде всего, конечно же, надо определить, а что будет проходить в КВЦ, под мероприятия какого масштаба он создается – исключительно региональные и межрегиональные, а может быть, федеральные и международные. Соответственно, нужно проанализировать рынок мероприятий не только на территории соседей, но и в стране в целом, чтобы вписаться в существующий график и избежать пересечений.
Вопрос загрузки комплекса, конечно же, неразрывно связан с дальнейшим его существованием и окупаемостью. Например, в Германии, где в три раза больше выставочных площадей, чем в России, все комплексы принадлежат муниципалитетам и регионам, в небольшой доле – ТПП. В большинстве своем они показывают убыток, однако закрывают финансовый минус по результатам определенного периода за счет бюджетов муниципалитета, региона. Но германские КВЦ благодаря проведению на своей территории крупных международных мероприятий приносят мультипликативный эффект в экономику региона: на каждый евро, который дает выставка, земля имеет 7–8 евро сопутствующих доходов. В том же Ганновере выставочный комплекс кормит весь город.
К чему я это говорю, возвращаясь к примеру Воронежа? Конечно же, к проекту будут привлечены инвесторы, а любому инвестору интересен вопрос окупаемости и приносимой в дальнейшем прибыли. Поэтому в основу бизнес-плана должна ложиться та загруженность, которая станет в дальнейшем определяющей при принятии решения о том, какого размера будет выставочный центр.

Близкое соседство
На руку ли удаленность от столицы

Безусловно, географическое положение – важнейший фактор, который необходимо учитывать при принятии решения о строительстве нового КВЦ. С большой степенью очевидности можно спрогнозировать, что строить специализированные комплексы на расстоянии 400–500 км от Петербурга нецелесообразно. Вряд ли стоит ожидать их загруженности в «шаговой» доступности от города, где проходит ведущий экономический форум и прочие мероприятия подобного уровня.
При этом золотой середины в этом вопросе нет и быть не может – все индивидуально. И удаленность от центра тоже далеко не всегда способствует развитию конгрессно-выставочной деятельности по причине сложностей логистики и т. д. Поэтому рассматривать нужно все факторы в совокупности. Возьмем тот же Владивосток. С точки зрения расположения – да, далеко, добираться сложно и дорого. Однако это стратегическая точка с учетом внимания руководства страны к развитию Дальнего Востока и Приморского края, в частности. Плюс близость стран Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективы развития экспорта с этими государствами также говорит в пользу необходимости создавать там событийную инфраструктуру. Сейчас во Владивостоке нет ни одного комплекса площадью больше 5 тыс. кв. м, а одно из крупнейших мероприятий в масштабах страны – Восточный экономический форум – проходит в университете. Выставочные площади, сопутствующие выставке, не соответствуют никаким стандартам по нагрузке, монтажным воротам, высотности стендов. Неслучайно уже сейчас на стадии принятия решение о разработке концепции развития выставочно-конгрессной деятельности в Приморском крае с перспективой строительства КВЦ.

В пределах дозволенного
Где именно строить КВЦ

Если все звезды сошлись и регион решил, что комплексу быть, следующий закономерный вопрос: где именно его строить. Здесь, конечно же, должен учитываться фактор логистической и транспортной доступности. Расположение на основных транспортных маршрутах однозначно будет способствовать большей привлекательности с точки зрения участников и той аудитории, которая планирует посещать мероприятия. Идеальная локация – территория города, что позволит облегчить доставку экспонатов и самих экспонентов.
При этом нужно учитывать и загруженность городов и приближенных к центрам районов. Неслучайно сейчас есть тенденция – строить КВЦ вблизи аэропортов. Яркий пример – Экспофорум в Петербурге. Подобное расположение делает логистику участников мероприятия более облегченной и емкой по времени и иногда позволяет даже избегать посещения самого города. Человек прилетает, останавливается в гостинице рядом с аэропортом, прибывает на выставку и может даже улететь в тот же день, решив свои задачи по посещению конкретно взятого мероприятия. В рамках нашей дискуссии на выставке «Отдых» мы обсуждали пример Петербургского экономического форума. Когда он проходил в центре города, зачастую местным жителям это доставляло неудобство – перекрыты дороги, перегружены гостиницы, повышены цены. Сейчас форум проводится вблизи Пулково, и хотя нагрузка на город по-прежнему ощущается, но с точки зрения транспортной загруженности это уже не так обременительно для горожан, чем когда форум проходил в Ленэкспо.
Есть у нас и отрицательный пример уже реализованного комплекса вблизи аэропорта. Все дело в том, что если аэропорт удален от города, важно сразу продумать, как обеспечить доставку на выставку участников и посетителей, ведь зачастую никаких транспортных пересечений просто нет. Это обстоятельство необходимо учитывать в обязательном порядке. Случайностей и незначительных факторов в таком важном вопросе, как создание конгрессно-выставочной инфраструктуры, не бывает.


На заметку

• От 7 до 10 тыс. кв. м варьируется оптимальная площадь для регионального комплекса.
• Максимальная многофункциональность – ключевой аспект при разработке проекта,
поскольку только выставочно-конгрессными экономическими показателями комплекс не сможет заинтересовать инвестора по причине сезонности проведения выставок.
• Осень и весна – пики основной загрузки выставочных комплексов. Большинство мероприятий проходит с сентября по ноябрь и с февраля по апрель. В остальное время необходимо загружать КВЦ исходя из функционала конгрессов, в том числе международных ротируемых, планируемых за несколько лет до их проведения. Для привлечения подобных мероприятий функционирует Национальное конгресс-бюро, созданное по решению правительства РФ в 2017 году. К примеру, уже сейчас подаются заявки на международные конгрессы, которые должны пройти в 2023–2025 годах. Как я уже говорил, в России только 14 городов обладают необходимой инфраструктурой для того, чтобы принять мероприятия подобного уровня в соответствии с международными критериями.
• На период межсезонья стоит планировать культурно-развлекательные и спортивные мероприятия, что позволит избежать простоя площадей.

Возврат к списку