Регистрация / Вход

На законных основаниях

27.12.2019 На законных основаниях Николай Курдюмов,
президент Союза экспертов и консультантов в сфере
трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция»


Два года назад было подписано межправительственное соглашение между Россией и Узбекистаном по организованному набору трудовых мигрантов. За это время узбекской стороне удалось сформировать основу инфраструктуры содействия своим гражданам в трудоустройстве в РФ. Речь идет о специализированных частных агентствах занятости (ЧАЗах), центрах предвыездной подготовки, комплексе льгот для участников оргнабора, системе контроля и мерах ответственности за оказание некачественных услуг. А вот российской стороной за этот же период не подготовлена «дорожная карта» по реализации соглашения для создания механизма привлечения из Узбекистана востребованных работников. Тем не менее, в современных условиях какая-либо приемлемая альтернатива оргнабору отсутствует. Рассмотрим, какие организационные и правовые условия необходимы для его развития.

Заграница нам поможет?
Международная практика оргнабора базируется на широком использовании в этой деятельности специализированных сервисных организаций (операторов услуг), предоставляющих работодателям услуги по подбору и привлечению в оговоренные сроки необходимого количества мигрантов с требуемыми профессионально-квалификационными качествами и несущих юридическую и финансовую ответственность за результаты этой деятельности.
Формирование в России сообщества ответственных операторов услуг остается одним из ключевых условий успешного оргнабора. Первый шаг в этом направлении – введение обязательной регистрации/аккредитации указанных операторов, а также требований к квалификации их сотрудников. При этом целесообразно исключить из числа операторов физические лица и иностранные юридические лица.
В международной практике существуют объединения операторов, например IRIS (Международная система добросовестного найма), участники которой действуют на основе кодекса деловой этики и других механизмов контроля качества деятельности членов данного объединения.
Одна из причин необходимости введения оргнабора – присутствие на российском рынке труда значительного количества нелегальных и неквалифицированных трудовых мигрантов. При этом, согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, важнейшим направлением миграционной политики в долгосрочной перспективе остается привлечение с учетом потребности рынка труда иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов. Для этого предлагается использовать дистанционный способ подтверждения квалификации на основе опыта работы или специализации, что позволит активизировать в государствах выезда трудовых мигрантов работу по профессиональной подготовке и аттестации в соответствии с запросами работодателей.

Есть стандарт!

Наличие квалифицированных специалистов, непосредственно отвечающих за работу с иностранными трудовыми ресурсами, – один из ключевых факторов успешной организованной трудовой миграции. В 2019 году в соответствии с государственной регламентацией утвержден профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции» (ПС СТМ), разработанный Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция». Близится к завершению комплекс подготовительных мероприятий для начала работы по аттестации специалистов в соответствии требованиями ПС СТМ. Реестр аттестованных специалистов станет серьезным ресурсом в реализации задач организованной трудовой миграции.
Следует подчеркнуть, что система организованного привлечения иностранных востребованных трудовых ресурсов в РФ создается в первую очередь в интересах российских работодателей. Поэтому с самого начала этой работы необходимо тщательно координировать все усилия по организационному регулированию и правовому реформированию процессов трудовой миграции. Было бы целесообразно, чтобы этот процесс осуществлялся под эгидой авторитетных российских объединений предпринимателей (работодателей). Активное участие прежде всего ТПП РФ, а также региональных и территориальных торгово-промышленных палат во внедрении системы организованного набора станет залогом успеха этого сложного, но чрезвычайно нужного для развития экономики России процесса.

Что такое оргнабор
Основу организованного набора иностранных работников в РФ составляют:
- востребованность мигрантов на рынке труда, подразумевающая их предварительную
ориентированность на работодателя;
- сохранение легального статуса в течение всего периода трудовой деятельности в России;
n способность к адаптации в принимающую социальную среду.
Разработка и внедрение процедур оргнабора в практическую деятельность предполагают наличие требований и к другим участникам оргнабора. Это ведет к серьезным изменениям в сложившемся механизме трудоустройства, который сегодня, к сожалению, позволяет недобросовестным работодателям и посредникам наживаться на эксплуатации трудовых мигрантов, поэтому они, естественно, отказывают и будут оказывать всяческое сопротивление нововведениям.


Наше дело – предложить

По нашему мнению, в целях создания системы правовых преференций для участников оргнабора было бы целесообразно:

Для иностранных граждан, работающих на основании
патентов:

- увеличить срок действия патента до 3 лет и снизить величину НДФЛ до 13%;
- реализовать на практике право работодателя платить НДФЛ за работников;
- создать возможность получения патента за пределами России;
-  предоставить право находиться в России длительное время без выезда и затем, с учетом наработанного стажа по востребованным на рынке труда профессиям, получить вид на жительство, а при выполнении определенных условий – гражданство.

Для повышения заинтересованности работодателя
в оргнаборе:

- оформлять патент с указанием в нем сведений о работодателе (переход к другому работодателю должен быть запрещен, так как именно «привязка» работника к определенному работодателю обеспечивает гарантию трудоустройства и защиты прав работника, а главное – долгосрочные и стабильные трудовые отношения);
- предусмотреть ускоренное оформление патента для мигрантов – участников оргнабора;
- обеспечить получение льгот для работодателя при уплате им соответствующих налогов и/или выплат в фонды социального страхования.

Все это потребует введения на законодательном уровне понятия «организованный набор» и внесения изменений в ряд нормативных правовых актов.
Важно также отметить, что кроме оргнабора рабочей силы за рубежом можно и нужно организовать «внутренний оргнабор», сочетающий с целевой миграционной амнистией. Необходимо предоставить нелегальным трудовым мигрантам возможность урегулировать свой правовой статус при условии выполнения надлежащих формальностей и наличия работодателя, заинтересованного в легальном найме такого работника.

Возврат к списку