Регистрация / Вход

Министр экономического развития РФ ответил на ключевые вопросы руководства и членов ТПП РФ.

13.02.2019 Министр экономического развития РФ ответил на ключевые вопросы руководства и членов ТПП РФ.

Встречное предложение

Развитие товарно-транспортных технологий и снижение логистических издержек, сохранение налоговых льгот и популяризация предпринимательства, непредсказуемость появления неналоговых платежей и «шоковая терапия» как неизбежность при переходе от разных систем налогообложения. Все это сегодня действительно волнует российский бизнес. Максим Орешкин, министр экономического развития РФ, в рамках делового завтрака из цикла «Встречи на Ильинке» ответил на ключевые вопросы руководства и членов ТПП РФ.

Барьеры отменяются 

Непредсказуемость появления неналоговых платежей – одна из ключевых проблем российского бизнеса. Соответствующий базовый законопроект, призванный исключить «эффект неожидан- ности», так и не был принят. Альтернативой стала так называемая «регуляторная гильотина», суть которой заключа- ется в том, что все действующие ранее обязательные требования для бизнеса, не будучи одобренными или измененными, автоматически утрачивают силу.

Правительство официально заявило о стабильности налогового режима на ближайшие 6 лет. Понятно, что попытки ее нарушить все равно будут предприниматься. Поэтому мы должны внимательно следить за тем, чтобы это не доходило до реальной нагрузки на бизнес. Как только появляется новый «сюрприз» в виде очередной налоговой инициативы, необходимо действовать через оценку регулирующего воздействия.

Мы старались совместными усилиями продвигать базовый закон по неналоговым платежам. Но председатель Правительства РФ принял иное решение. Сейчас основная задача в том, чтобы не допустить возникновения новых барьеров для бизнеса. И мы с вами должны этому способствовать.

В ответе за тех, кого пригласили

Проект постановления Правительства РФ об ответственности принимающей стороны за пребывание иностранных граждан предполагает их дальнейшее отслеживание, в том числе, для обеспечения безопасности. При этом очевидно, что ресурсов и механизмов для этого нет.    

Сейчас мы заканчиваем подготовку новой стратегии развития туризма. Деловой туризм, который туда входит, подпадает под прямое воздействие таких норм. Очевидно, что мы должны исходить из принципа максимальной простоты и удобства. Безусловно, вопросы безопасности крайне важны. Но при этом хотелось бы иметь максимально простую систему ее обеспечения. Вопрос поиска баланса между простотой обеспечения безопасности и возможностью ведения нормальной экономической деятельности, которая в современном мире невозможна без больших трансграничных перемещений, считаю ключевым. Мы, в свою очередь, с разных сторон будем стараться повлиять на ситуацию, в частности, через применение оценки регулирующего воздействия. Безопасность – это хорошо, но надо искать такие пути ее обеспечения, чтобы это не повлекло за собой серьезных экономических последствий.

Плавный переход

В странах с развитой экономикой средний бизнес стремится стать крупным, а малый – средним. В России же средний зачастую «дробится» на малые предприятия, дабы избежать дополнительного внимания.

Одна из причин и проблем медленного перехода от малого к среднему бизнесу – силовое давление. Как только предприятие становится более заметным, около него сразу появляется очень много желающих получить от этого что-то. К тому же в нашем законодательстве, к сожалению, все еще немало лазеек, которые можно использовать. На мой взгляд, это вопрос культурологический, и заключается он в том, в чем сотрудник правоохранительных органов видит свою основную задачу. Пока этого культурологического изменения не произойдет (на это обычно требуются десятилетия), мы работаем над декриминализацией отдельных статей Уголовного кодекса.

Второй важный момент – наша налоговая система. А именно – резкий скачок при переходе предприятия от льготных систем налогообложения к общей системе. Мы с Минфином договорились, что ими будет подготовлен набор решений, позволяющих сделать переход компании на новый режим максимально мягким, без шоков. Необходимость создания такой системы включена в Нацпроект по МСП. В этом году мы уже должны с этим режимом определиться.

Операция «Реализация»

Палата очень активно была включена в создание проекта по МСП. С нашей точки зрения, было бы правильным, если бы ответственность за его реализацию в регионах взял на себя бизнес. Мы готовы к этой работе, поскольку представляем совершенно уникальную систему представительств – 180 фактически готовых проектных офисов, имеющих большой совместный опыт реализации с органами власти предыдущих программ. Мы умеем работать и с бюджетными средствами. Кроме того, выстроены партнерские отношения с институтами развития, органами власти и партнерами. Практически все наши представительства имеют свои учебные центры. Проведенный мониторинг востребованности показал, что более 60 палат готовы включиться в эту работу. Поскольку наши палаты ведут оценку регулирующего воздействия, всегда будет возможность оперативно корректировать нормативную базу на местах. Также мы вовлечены в антикоррупционные процедуры. 

Наш институт – МИМОП имеет большой опыт работы с госпрограммами. По заказу корпорации мы пропагандировали Бизнес- навигатор и 150 тыс. предпринимателей стали его активными пользователями благодаря системе ТПП. Не так давно по заказу Банка России мы провели масштабное исследование по финансовой грамот- ности, результатом которого стали специальные программы ЦБ, а также наши собственные образовательные программы. Важно и то, что мы умеем работать не только с лидерами, но и со сложными категориями – мигранты, вчерашние самозанятые. Все это позволяет нам говорить о том, что система готова взять на себя координирующую функцию.


Анна Палагина

ректор МИМОП, заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) по развитию профессионального и бизнес- образования

 

Возврат к списку