Регистрация / Вход

Мера пресечения

28.05.2019 Мера пресечения Наталья Коваленко,
заместитель директора Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ, кандидат юридических наук



1
Точка преткновения

На мой взгляд, особая ценность ОРВ заключается в том, что это единственная государственная процедура, в которую официально включены публичные консультации с бизнесом. Кто, как ни сам предприниматель, может объективно соотнести выгоды от принятия решения, выраженного в проекте нормативного правового акта, с издержками, связанными с реализацией такого решения? Кто, как ни сам бизнесмен, является наиболее заинтересованной стороной в том, чтобы открыть глаза разработчику на то, к чему может привести неверно поставленная запятая, не говоря уже о новых законопроектах, меняющих регуляторное пространство?
Интерпретирую известное выражение «Казнить нельзя помиловать» в контексте нашего предмета «Закон принять нельзя, отменить» или «Закон принять, нельзя отменить». Разница существенная.

На практике
Даже в отдельных словах или словосочетаниях иногда кроются серьезные угрозы. Пример тому – проект приказа об утверждении порядка идентификации драгоценных камней, проходивший через ОРВ в 2017 году. Он предписывал, что при идентификации ввозимых и вывозимых драгоценных камней для диагностики представляются выборочно драгоценные камни в объеме не менее 10% от массы.
В словосочетании «не менее 10%» крылась вероятность проведения диагностики вплоть до 100% драгоценных камней, представленных для проведения государственного контроля. Приведенные доводы, сформулированные с участием Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, о том, что в условиях международной конкуренции компании, зарегистрированные в иных юрисдикциях, имеют возможность прохождения таможенно-контрольных процедур в течение нескольких часов нашли отражение в отрицательном заключении Минэкономразвития России на проект приказа.

2
Испытано на себе 

Есть проекты, требующие, как говорится, «показать на пальцах» размер возможных последствий. И здесь успех того, насколько убедительными для разработчика проекта будут доводы, приводимые нами в заключении на проект, зависит от вовлеченности в процесс ОРВ экспертов, непосредственно занятых в сферах, на которые направлено регулирование. Одних юридических компетенций будет недостаточно.

На практике
В январе 2018 года в рамках процедуры ОРВ мы рассматривали проект федерального закона о внесении изменений в КоАП в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, исполь- зования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Изменения предусматривали повышение размера штрафных санкций (в 5 раз) за нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных действующим законодательством в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Эксперты профильного Комитета ТПП России обосновали, что такое повышение несоразмерно с уровнем доходов предприятий, осуществляющих деятельность в данной сфере, и нанесенному ущербу государству от действий, связанных с нарушением правил учета, хранения, отчетности. В заключении на цифрах показано, что проектируемый размер штрафов может превышать уровень дохода предприятий. Производственных предприятий отрасли около 5 тыс., из них более 90% относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса. При рентабельности 6–8 % их чистый ежемесячный доход не превышает 200 тыс. рублей. Кроме того, проектируемые нормы делают существенным разрыв между минимальным и максимальным размерами штрафа, что формирует коррупционную составляющую, поскольку конкретный размер штрафа определяется контролирующими органами субъективно.

3
Результат налицо

Мы понимаем, что за каждым заключением Палаты России – работа экспертов, неравнодушных представителей бизнеса, готовых посвящать свое время анализу многочисленных нормотворческих инициатив и делать это на общественных началах. Одна из безусловных составляющих силы Палаты – в ее экспертном потенциале, который для нас не является категорией абстрактной. Для нас это конкретные люди, которые вместе с нами меняют регуляторное пространство. Не случайно на официальном сайте Палаты России мы ведем раздел «ОРВ в лицах». Мы считаем крайне важным обеспечивать обратную связь, выстраивать работу таким образом, чтобы бизнес видел результаты своей экспертной работы. ТПП России с 2016 года публикует дайджест ОРВ, представляющий обзор лучших практик системы ТПП РФ.

Из дайджеста ОРВ
ЧТО

Проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные
законодательные акты Российской Федерации».

КОГДА
Период публичных обсуждений с 28.03.2018 по 24.04.2018.

ЗАЧЕМ

Введение в антимонопольное законодательство правил, определяющих регулирование с учетом современных
вызовов: необходимости определения критериев отнесения к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, закре- пления требований, связанных с контролем сделок, связанных с приобретением технологий или иных нематериальных активов.

ПОЗИЦИЯ
(Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ)
Законопроект не поддерживается по следующим основаниям:
• вводятся понятия, требующие дополнительного толкования, что может привести к противоречивой правоприменительной практике;
• не регламентируется правовой статус цифровых платформ, зарегистрированных за пределами РФ, но обеспечивающих доставку товаров в Россию, что может полностью или частично закрыть доступ на такие платформы отечественным продавцам;
• определяется новый субъект – доверенное лицо (физическое или юридическое лицо), которое наделяется функциями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в то время как законом установлен запрет по наделению хозяйствующих субъектов функциями государственных органов;
• предполагается отмена антимонопольных «иммунитетов» для сферы осуществления интеллектуальных прав (нововведение ослабит стимулы к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и уровень ее защиты);
• вводятся положения о праве антимонопольного органа продлевать с согласия Правительства Российской Федерации срок рассмотрения ходатайств до пяти лет (такой срок представляется чрезмерным и несет риск злоупотребления данным полномочием).

ИТОГ
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

Возврат к списку