Регистрация / Вход

Маршрут построен

07.06.2019 Маршрут построен Низкий уровень сервиса, плохие погодные условия на курортах, некомфортные условия проживания и неоправданно высокие цены путешествий – вот главные причины отказа от отдыха в России, по мнению туристов, опрошенных EY. Несмотря на рост популярности внутренних туристических направлений, доля россиян, ориентированных исключительно на отдых за рубежом, остается значительной и даже несколько выросла в последние годы (с 20% до 24% в 2018 году). Невзирая на удорожание заграничных поездок, ряд особенностей и недостатков отечественных предложений сдерживают рост внутреннего турпотока. Между тем, большую часть этих барьеров можно преодолеть с помощью грамотно составленной стратегии туристического развития, учитывающей актуальные тенденции и особенности спроса современных путешественников.


Тренд на заметку
Для формирования успешной туристической стратегии следует учесть мировые тенденции развития отрасли, адекватно оценить туристический потенциал региона и выявить предпочтения основной целевой аудитории, а затем поэтапно разработать концепцию и план действий. Вот рекомендации, которые помогут повысить узнаваемость и привлекательность туристических объектов в любой части страны.


В зоне комфорта

Рост доступности интернета и технологий мобильной связи требует перевода интерфейса всей туристической инфраструктуры (транспорт, отели, развлечения) в digital-среду. Пользователям сети должны быть доступны такие онлайн-услуги, как бронирование билетов на самолеты, мест на экскурсии, билетов на популярные достопримечательности, номеров в отелях.

Кейс в помощь

GoEuro. Агрегатор всех видов транспорта в Европе. Через сайт или мобильное приложение можно купить билеты на самолет, поезд, автобус или даже BlaBlaCar по всему Европейскому Союзу.


Прямо в сети
В идеальном для потребителя мире каждый туристический объект – достопримечательность, отель, тур или маршрут – должен иметь свою страничку в социальных сетях и в популярных агрегаторах отзывов. Гарантированного успеха добьются те объекты, которые регулярно следят за обновлением интересной информации о локации, ее истории и мероприятиях и собирают положительные отзывы пользователей сети.

Кейс в помощь

Visit Amsterdam, See Holland. Маркетинговая стратегия Амстердама, позволившая увеличить количество иностранных туристов на 40%. Такой эффект достигнут благодаря кооперации.


Пункт наблюдения
Туристические зоны должны демонстрировать бережное отношение к окружающей среде (быть “eco-friendly”). Особое внимание должно уделяться чистоте городских пространств, что является большой проблемой для городов периферии. Первым шагом движения в направлении устойчивого развития может стать установка точек раздельного сбора мусора в туристических зонах и городах. Также людям нравится посещать непосредственно и сами природные объекты, в том числе заповедники и национальные парки, где можно понаблюдать за дикой природой.

Кейс в помощь
Treetop Walking Path. Трехсотметровый мост над зеленой долиной, появившийся в одном из парков Литвы, привел к тому, что всего за 3 месяца данную локацию посетило 150 тыс. туристов. До этого туристический поток локации составлял 9 тыс. человек (в месяц).


Прелести перевода

Любой туристической локации важно быть доступной на нескольких языках. Во многих российских городах нет даже дорожных указателей на английском языке, не говоря уже о более детальной информации для внешних туристов непосредственно на туристическом объекте.

Кейс в помощь
Interactive System of Tourist Information. 245 интерактивных экранов в главных туристических локациях Польши. Информация о достопримечательностях и туристи- ческих маршрутах доступна на 6 языках.


Tourism (10).jpgОтличительная черта
В рамках формирования стратегии туристического развития любой регион должен выбрать свою уникальную концепцию, в которой будет сделан акцент на его главной отличительной особенности. Как же ее выбрать? Есть несколько шагов, которые помогут на верхнем уровне определиться с тем, каким путем нужно развивать туристический потенциал региона.

Анализ всех видов туризма, присутствующих в регионе.
На его основе можно выбрать несколько направлений, от которых ожидается наибольшая отдача. Измерять ее можно не только с помощью финансовых показателей – это может быть также рост посещаемости локаций, улучшение имиджа региона и повышение качества жизни граждан. Туристы могут активно посещать, например, природные, культурные или гастрономические объекты в регионе.

Мониторинг качества предлагаемых услуг для каждого вида популярных направлений и выявление их слабых сторон.
Возможно, развитию данного вида туризма мешает слабо развитая транспортная инфраструктура региона, а возможно – нехватка качественных гостиниц и низкий уровень сервиса. Могут быть и другие барьеры.

Сравнение отдачи и усилий, необходимых для преодоления барьеров развития для каждого вида туризма.
На основании барьеров развития можно оценить усилия для их преодоления. После этого необходимо соотнести усилия преодоления барьеров и отдачу от каждого вида туризма в регионе. В результате использования такого подхода можно выбрать приоритетные направления развития туризма – те, которые при максимальной отдаче потребуют минимальных затрат на преодоление барьеров.

Формирование туристической концепции региона.
Она должна быть ориентирована именно на выявленные приоритетные направления туризма, однако следует принимать во внимание и действия, приносящие быстрый результат при ограниченных ресурсах. В стратегии развития направлений следует учитывать мероприятия, направленные на преодоление выявленных барьеров развития, и затраты, необходимые для их осуществления. Это могут быть проекты по развитию транспортной сети, инфраструктуры культурно-развлекательных объектов, объектов размещения и другие. Важно учесть и стратегию взаимодействия с потенциальными инвесторами и подготовить бизнес-планы для каждого объекта, нуждающегося в финансировании.


Tourism (02).jpgTourism (02).jpgВсе дороги ведут
К актуальным международным трендам относятся также и некоторые новые быстрорастущие туристические направления. В частности это оздоровительный туризм, гастрономический туризм, групповой туризм.


В рамках оздоровительного туризма потребители посещают специализированные медицинские учреждения, санатории и клиники. Цель такого туризма не обязательно заключается в получении медицинских услуг, направленных на лечение заболеваний. Туристы могут пройти детокс-программу, программу похудения или даже сделать себе пластическую операцию.

По опыту
Один из ярких отечественных кейсов – известная клиника «Кивач». Помимо привычных болезней (гипертония, ЛОР-заболева- ния) здесь лечат ожирение и гарантируют избавление от избыточного веса с помощью детокс-программ, косметологических процедур и тренировок.


В рамках гастрономических туров потребители выбирают для посещения фуд-фестивали, ярмарки – места, где можно попробовать необычные блюда разных народов мира. Как правило, на таких мероприятиях пространства разделены на зоны по тематикам, а процесс приготовления блюд становится интерактивным театральным представлением.

По опыту
Ежегодно на 25 площадках (маркетплейсах) Walt Disney Epcot Center проводятся Food и Wine Festivals. Концепция фестивалей позволяет участникам попробовать кухни почти всех народов мира.


Традиционное направление группового туризма, подразумевающее в основном бизнес-путешествия, связанные с участием в конференциях и масштабных встречах, в современных условиях получает новое наполнение. Помимо посещения деловых меропри- ятий участники теперь могут рассчитывать на разнообразную дополнительную программу, имеют возможность расслабиться и отдохнуть после напряженных переговоров или панельных дискуссий.

По опыту

LVCVA – организация, которая создает имидж Лас-Вегаса как идеального места для проведения масштабных бизнес-мероприятий. Рекламная кампания во главе со слоганом “Vegas Means Business” привлекает на курорты города более 21 000 мероприятий ежегодно.


Ольга Архангельская,
партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижи- мости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ

Илья Сухарников,
директор группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, туристи- ческой, спортивной и развлекательной инфраструктуры и государственного сектора компании EY

Возврат к списку