Регистрация / Вход

Кризис с характером

14.07.2020 Кризис с характером Михаил Хазин,
Экономист

Нынешний кризис носит весьма специфический характер, принципиально отличающий его от многих предыдущих и привычных. Восстановление экономики в том же виде и масштабе, в каком она существовала до кризиса, практически невозможно. И, прежде чем рассуждать о последствиях и восстановлении, нужно объяснять, почему.

Дело в том, что с момента создания Федеральной резервной системы США в 1913 году появилась модель, которая позволяла стимулировать экономику через эмиссию. Получилось это благодаря тому, что государство добровольно отдало контроль над эмиссией (кредитно- денежной политикой) в частные руки. Эта система действуют и по сию пору, существенно преобразившись в результате еще двух реформ: Бреттон-Вудской (в 1944 году) и «рейганомики» (с 1981 года).
Бреттон-Вудская система позволила финансовому сектору существенно поднять свою роль в экономике и уменьшила долю экономики США в мире (с более чем 50% в 1944 году до менее чем 20% на сегодняшний день). Что касается «рейганомики», то она легализовала прямое кредитное стимулирование частного спроса. Результат не замедлил сказаться.
Как понятно, простым кредитом стимулировать спрос нельзя: по итогам отдачи кредита совокупный спрос даже падает. По этой причине в начале 80-х годов прошлого века в США изменили модель кредитования частных лиц с концепции отдачи кредита на концепцию рефинансирования, как это происходит у государств. Как следствие, совокупный стимулирующий эффект продлили на 30 лет, но в результате возникли серьезные негативные последствия.
Прежде всего, рефинансирование кредита с последующим кредитным стимулированием требует постоянного снижения стоимости кредита (учетной ставки ФРС). И действительно, с 1981 года, когда ставка была около 18%, она более или менее постоянно снижалась, достигнув к декабрю 2008 года 0. Нужно ли объяснять, что совпадение со сроками начала кризиса не было случайным?

Долг уместен
Во-вторых, растет долг. Как в мировой, так и американской экономике с 1981 года он увеличивается гораздо быстрее мирового ВВП, что вообще ставит под сомнение существенный экономический рост в этот период. Нет, в номинале ВВП, безусловно, рос, но какая его часть представляет собой просто перераспределенный долг? Таких исследований достаточно мало. В любом случае, в обычном хозяйственном обороте ускоренный рост долга по отношению к продажам не является признаком здоровья компании.
В частности, долг американских домохозяйств, который до 1980 года никогда не превышал 60–65% от их реально располагаемых доходов, к 2008 году вырос до более чем 130%. И хотя к сегодняшнему дню он несколько сократился, все равно сильно больше нормы. Понятно, что при таком долге всерьез увеличивать ставку невозможно — это резко сократит совокупный спрос в экономике.
В-третьих, реально располагаемые доходы домохозяйств, которые существенно сократились в кризис 70-х годов, с тех пор по покупательной способности существенно не выросли. Рост спроса был достигнут за счет стимулирования, как путем роста долга домохозяйств, так и за счет роста долга государства. В реальности покупательная способность средней заработной платы в США сегодня находится на уровне конца 50-х годов.
И вот тут очень важный вывод: постоянное стимулирование спроса привело к принципиальному изменению его структуры. Грубо говоря, граждане покупают очень много такого, чего с точки зрения реального дохода себе позволить не могут. 

Возврат к списку