Регистрация / Вход

Как прекрасен этот путь

08.04.2019 Как прекрасен этот путь Дорога развития

Главной арктической магистралью по праву является Северный морской путь. Длина его от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5 600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч км (для сравнения, через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км). Без этой северной «дороги жизни» были невозможны ни осуществление «северного завоза» в города и поселки за полярным кругом, ни промышленное освоение Арктики. Осваивали бы северные территории как космос – разовыми и весьма дорогостоящими экспедициями.
Стратегическую роль Северного морского пути для развития региона понимает и президент Владимир Путин, поставивший четкую задачу в короткие сроки нарастить грузооборот по арктической магистрали до 80 млн тонн к 2024 году. Сегодняшние показатели значительно скромнее и оцениваются в 19,7 млн тонн – говорить о реальной конкуренции международным транспортным маршрутам пока не приходится. Доля СМП в мировом судоходном грузообороте пока ничтожно мала. Сравните, по Суэцкому каналу в 2018 году перевезено более 1,052 млрд тонн грузов, что составляет около 10% от всех мировых перевозок.

Мы пришли сегодня в порт 

Опорной базой для развития Северного морского пути в период до 2035 года называют глубоководный район морского порта Архангельск, строительство которого предусматривается несколькими стратегическими документами: Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года и Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года. Сегодня на всем Северном морском пути работает только два глубоководных порта – Сабетта и Мурманск, что, конечно, не позволяет перерабатывать заявляемый перспективный грузопоток. Поэтому Архангельск должен стать ключевым портом для Арктики.
Работы по строительству глубоководного порта в Архангельске еще только набирают обороты, а вот моделирование и апробация возможных маршрутов через Архангельск уже идет полным ходом. Так, в начале февраля текущего года заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков подписал распоряжение о создании рабочей группы по организации постоянной судоходной линии для транспортировки рыбной продукции по СМП. Речь идет о регулярной доставке дальневосточных морепродуктов в европейскую часть страны. Рейсы рефрижераторного флота с дарами дальневосточных морей и раньше осуществлялись по трассе Северного морского пути, но они имели эпизодический и даже рекламный характер и не всегда отличались продуманной логистикой. Например, в прошлом году контейнеровоз Venta Maersk загружался камчатской рыбой во Владивостоке. Поэтому такие рейсы не оказывали влияния на стоимость дальневосточных морепродуктов на российском рынке. Иной результат принесет постоянно действующая линия скоростной доставки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Часть этого груза будет обрабатывать порт Архангельск.

Груз ответственности 

Оценить возможности архангельского порта решили и в «Росатомфлоте» – 6 марта в Архангельском морском порту впервые пришвартовался единственный в мире атомный контейнеровоз. Огромное судно – 260 метров в длину – с символичным названием «Севморпуть» способно принимать 10 тыс. тонн груза: технику, стройматериалы и оборудование. Для дальнейшей доставки на месторождения «Утреннее» на Обской губе, разработка которого ведется в рамках проекта «Арктик СПГ2». Для перевозки такого объема потребовались бы три обычных судна.
Традиционно считалось, что порт «Архангельск» может принимать суда длиной максимум до 190 метров. Заход «Севморпути» принципиально расширяет возможности порта, открывает его для приема гораздо более крупных судов. Пока этот рейс считается экспериментальным, но эксперты уверены, что он позволит сформировать новые маршруты доставки грузов в порты арктического побережья России и привлечет в Арктику новые грузопотоки.
По словам Льва Левита, представителя губернатора Архангельской области по развитию Арктики, фактически работа «Севморпути» в Архангельске знаменует начало реализации проекта глубоководного порта «Архангельск». «Уже этот пробный рейс является вкладом региона в решение национально значимых задач доставки грузов для обустройства месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе», – отмечает он. Дополнительно «Севморпуть» открывает для порта Архангельск возможность приема более крупных круизных лайнеров, что создает перспективы для развития арктического туризма.
Важность захода в порт Архангельск лихтеровоза «Севморпуть» подчеркивает и глава Росатомфлота Мустафа Кашка, специально приезжавший в столицу Поморья. На встрече с главой региона Игорем Орловым он подтвердил заинтересованность в увеличении числа таких судозаходов. В настоящее время ведется сбор предложений грузоотправителей, в том числе изучаются варианты доставки рыбы с Дальнего Востока.
Обратным рейсом судно может доставлять продукцию, которую Архангельская область сегодня экспортирует в Китай. По оценке экспертов, регион ежемесячно формирует до 2 тыс. контейнеров, которые отправляются по железной дороге. Значи- тельная часть этих грузов – пиломатериалы. По словам Мустафы Кашки, контейнеровоз с ядерной энергетической установкой планируется также задействовать при разработке Павловского месторождения на Новой Земле, еще одного стратегического проекта для Архангельской области.



Мустафа Кашка,
генеральный директор ФГУП «Атомфлот»:
 
Arctic (kashka).jpg

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» – судно с большим транспортным потенциалом. Рейс из Архангельска наглядно демонстрирует его возможности. Сегодня вариант доставки грузов судном Росатомфлота вызывает интерес ряда компаний. Из Архангельска на Гыданский полуостров планируется по два-три рейса весной. Если рассматривать дальневосточное направление, то здесь «Севморпуть» может быть задействован с июля по декабрь.




Игорь Орлов,
губернатор Архангельской области:

Arctic (orlov).jpg
Заход «Севморпути» открывает перед архангельским портом широкие перспективы. Это сигнал для судовладельцев о том, что порт способен успешно обрабатывать суда больших размеров, прокладывая дорогу для организации новых судозаходов. Город вновь подтверждает свой статус ключевого транспортного узла для снабжения Арктики крупногабаритными грузами. Перед нами открывается возможность накапливать крупные партии грузов для их отправки во все без исключения арктические территории.
Регион заинтересован в развитии этого проекта. Мы договорились о реализации согласованной политики, направленной на увеличение доставки грузов Северным морским путем, за которое отвечает корпорация «Росатом» в лице «Атомфлота». Северный морской путь – это не проект года или пятилетия, это стратегическая конструкция, которая будет менять Россию. И Архангельск может и должен вернуть себе статус морского порта мирового уровня, стать ключевым портом Северного морского пути.

Денис Загайнов

Возврат к списку