Регистрация / Вход

Границы интересов

27.12.2019  Границы интересов Дмитрий Никифоров,
заместитель генерального директора Агентства трудовых ресурсов Ленинградской области


Ленинградская область – один из регионов, где реализуется межправительственное соглашение России с Республикой Узбекистан. Однако в соглашении не прописана роль органов занятости населения РФ, а все взаимодействие строится на контактах российского работодателя и частного агентства занятости, аккредитованного узбекской стороной. Причем, в соответствии с требованиями законодательства Узбекистана, это может быть только юридическое лицо, зарегистрированное на его территории. Но даже в этом виде соглашение могло бы быть рабочим. Осталось принять ряд важных нормативных актов.

Визовый въезд
Прежде всего российской стороне необходимо обеспечить защиту внутреннего рынка труда, начать более жестко подходить к привлечению работодателями иностранной рабочей силы из стран с безвизовым режимом, а также реализовать механизм невозможности привлечения гастарбайтеров предприятиями регионов без согласования со службами занятости.
Все дело в том, что по большей части люди из стран с безвизовым режимом (бывший СССР) приезжают в Россию и только на месте начинают искать работодателя. Применительно к государствам, с которыми у РФ установлен визовый порядок въезда для осуществления трудовой деятельности, такой проблемы нет. Есть определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы из визовых стран. Руководство предприятий региона должно заявлять в службу занятости о свободных рабочих местах и таким образом давать возможность узнать о вакансиях прежде всего российским гражданам для возможного приоритетного трудоустройства. Таким образом происходит защита внутреннего рынка труда. Только после того, как служба занятости убедится в невозможности заполнить эти вакансии нашими соотечественниками работодатель мо-жет привлекать на эти позиции гастарбайтеров.

Безвизовый въезд
Если же мы возьмем иностранцев, работающих по патентам, то ситуация будет противоположная. В 90% случаев работодатели не сообщают о вакансиях в государственные службы занятости, а привлекают на рабочие места граждан из безвизовых стран без открытия вакансий. Поэтому масса рабочих мест (а это в среднем 60 тысяч!) сегодня фактически недоступна для приоритетного трудоустройства россиян. Конечно, не все эти специальности квалифицированные и будут востребованы местными жителями, но тем не менее это позволило бы определенному количеству людей также решить проблему трудоустройства. Более того, при таком положении дел власти регионов не могут правильно строить прогноз востребованности рабочей силы, разрабатывать программы по подготовке кадров по наиболее востребованным специальностям.
Поэтому нам, конечно, необходимы очень плавные движения законодателей. Ведь очень важно не перегнуть палку, как это было до 1 января 2015 года, когда работодатель должен был как минимум полгода потратить для прохождения всех инстанций, чтобы получить возможность привлечения иностранца на работу. И если сегодня резко отказаться от действующего порядка привлечения работников из стран бывшего СССР, то экономика той же Ленинградской области может рухнуть. Дефицит рабочих рук в регионе в среднем примерно один к четырем, а если к этой цифре прибавить еще и 60 тыс. рабочих мест, которые занимают иностранные работники, то эта цифра увеличится еще в полтора – два раза. 

Возврат к списку