Регистрация / Вход

Госзакупкам предписана автоматизация

25.04.2018 Госзакупкам предписана автоматизация Госзакупкам предписана автоматизация.
Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о введении уголовной ответственности за злоупотребления и подкуп при проведении госзакупок. Одно это обстоятельство заставляет всех участников процесса госзакупок более пристально отнестись к этой теме. Рынок госзакупок в России оценивается приблизительно в сумму более 20 триллионов рублей, что делает его привлекательным для бизнеса. Что сегодня нужно знать бизнесу и государственному заказчику для успешного прохождения процедуры, как меняется процедура участия в конкурсах на выполнение госзаказа, и почему глубокая ее автоматизация – реальное средство борьбы с коррупцией. Об этом журналу «Путеводитель российского бизнеса» рассказала Оксана Емцова – кандидат экономических наук, член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций, эксперт Национальной ассоциации институтов госзакупок (НАИЗ), эксперт – консультант Министерства иностранных дел России.

КОРР: Оксана Анатольевна, в чем актуальность темы, почему Вы читаете курс по госзаказу?
Емцова: В подписании контракта всегда принимает участие два стороны: госструктура и бизнес. Важный момент, который определяет особое внимание к системе заключения госконтрактов, это оплата выполненных работ бюджетными деньгами. Мировая практика такова, что все расчеты бюджетными деньгами должны проходить максимально прозрачно. Каждый налогоплательщик имеет право знать, куда ушли его деньги. Механизм проведения госзакупок с участием бюджетных денег регулируется законом. Для государственных и муниципальных структур процедура госзаказа регулируется ФЗ 44, для юридических лиц с долей госучастия - ФЗ 223.
Нормы ФЗ 44 – очень строгие, грозящие большими административными штрафами за малейшее нарушение закона. Поэтому любому заказчику выгодно вовремя разобраться во всех его тонкостях , поскольку незнание закона не освобождает от ответственности. Тем более, что в закон постоянно вносятся поправки: сейчас мы изучаем 46 редакцию закона.
Что касается поставщиков, то им не менее важно знать нормы постоянно меняющегося законодательства. Что интересно им: какие документы имеет право требовать заказчик, что может заказчик написать в условиях контракта, а что нет и масса других вопросов.
Важный аспект темы госзаказа – исполнение контракта. Законодательством предусмотрены типовые контракты , типовые условия, каталоги товаров работ и услуг , которые минимизируют варианты коррупции. Мы стремимся к тому, чтобы обе стороны правильно понимали правила игры, установленные государством. Малейшее нарушение прав одной из сторон быстро восстанавливается Федеральной антимонопольной службой. 

КОРР: Изменение в законодательство о госзаказе еще дальше «разводит» заказчика и исполнителя в процедуре заключения госконтракта. Почему это важно?
ЕМЦОВА: Во-первых, это удобно: никто никуда не едет, нет потребности друг друга видеть!

КОРР: А как же потребность заглянуть друг другу в глаза? Как без этого?
ЕМЦОВА: Много лет процедура электронного аукциона не предполагает личного контакта между заказчиком и поставщиком. И сегодня к этому привыкли! Удобно, что каждый желающий может принять участие в аукционе, а с 01.07.18 и в других конкурентных процедурах , находясь на рабочем месте – электронный документооборот – это несомненное преимущество цивилизации. Исключена бумажная и почтовая волокита, сокращены сроки проведения конкурса, минимизация контакта между поставщиком и заказчиком приводит к уменьшению коррупции. Сегодня нет необходимости видеть поставщика даже при подписании контракта. 

КОРР: Мне приходилось общаться с предпринимателями, которые пробовали работать с госзаказом и отказались от этой затеи. Прокомментируйте эту ситуацию с этой точки зрения изменения в законодательстве о госзакупках.
ЕМЦОВА: Такие компании делятся на две категории: те которые пробовали, и у них не получилось пройти все необходимые процедуры , и есть те, которые попробовали, у них получилось победить и получить контракт на исполнение, но они приняли решение больше этим не заниматься. Что можно сказать первым: возможно, они не смогли адекватно оценить свои возможности. В этой ситуации важно принять правильное решение : тратим время и силы на подготовку заявки или нет, потому что по разным причинам не пройдем отбор. Если есть опыт исполнения таких контрактов, есть трудовые ресурсы, материалы, возможность кредитоваться под этот заказ: работа по госконтракту предполагает сначала выполнение заказа, и только потом получение денег от заказчика. Если с этим все в порядке, но компания почему-то не побеждает, возникает предположение о манипуляциях заказчика. Могу сказать, что после более серьезной автоматизации процесса заказчик потеряет существенную часть возможностей для манипуляций, и шансы у исполнителя получить заказ повышаются.
Негативный опыт мог быть по незнанию закона – не предоставили документы, что-то не подтвердили, - это ошибки по невнимательности. Эта ситуация поправима. Что касается подозрения в манипуляциях заказчика, сейчас, когда процесс максимально автоматизируется, возможности для этого существенно сокращаются. От бизнеса сегодня нужно знание закона и внимательность при заполнении документов, что в купе с автоматизацией процесса проведения госзаказа значительно повышает шансы на положительный результат. Жизнь налаживается!
Что делать обеим категориям исполнителей? Поставщиками из первой категории есть прямой смысл учиться. Поставщикам из второй , которые попробовали, у них получилось , но они разочаровались в работе с госсектором, хочу сказать: госсектор – сложный в работе! Он выдвигает много условий в контракте, будут условия, которые не нравятся поставщику, просто это нужно принять как данность. Но тот, кто хочет зарабатывать деньги, учится и работает с госсектором. Что интересно, поставщики в госсектор приходят добровольно! Потому что, несмотря на все сложности работы с госсектором, он предлагает такие суммы, которые очень интересны бизнесу! На коммерческих рынках такие суммы можно не найти. 

КОРР: Ситуация, когда муниципальное учреждение обязано выбирать самый дешевый товар из представленных, сегодня приводит к тому, что государственный сектор вынужден приобретать товар низкого качества. Есть позитивная перспектива у этой ситуации?
ЕМЦОВА: В этой ситуации принципиально ничего не меняется. Заказчик обязан делать такой выбор в силу действующего законодательства. По 44 ФЗ вся стандартная номенклатура – мебель, продукты питания и другой массовый ассортимент находится в аукционном перечне, который заказчик не может игнорировать, так как это приводит к аннулированию процедуры и получению штрафа , а смысл аукцион – купить товар по минимальной цене. Но по 223 ФЗ нет такой установки и там превалирует не аукцион, а конкурентные многопараметральные процедуры. И в этой ситуации действует другая законодательная установка: в этом случае ищутся наилучшие условия исполнения контракта, минимальная цена при этом не обязательна. Сектор рынка, который регулирует 44 ФЗ(госзакупки) , оценивается специалистами в сумму около 5 триллионов рублей , а сектор рынка , который регулирует 223 ФЗ (юрлица с госучастием) оценивается в сумму порядка 17 трл. рублей, и эти цифры растут от года к году. И когда мы говорим об организации с госучастием, задачи покупать самое дешевое никто не ставит.
На что стоит обратить внимание: с одной стороны законом регламентировано базовые товары приобретать на аукционе, с другой стороны , аукцион можно объявить так, чтобы получить качественный товар при хорошей цене. Для этого достаточно написать хорошее техническое задание или централизоваться - объединиться с другими предприятиями и выставить на конкурс большой лот по оптимальной цене. Это схема работает! Этой схемой часто пользуются на уровне субъектов федерации. И это доступный вариант приобрести товар хорошего качества по приемлемой цене. В ситуации, когда больница заказывает сама поставки хлеба, ИП, которое на конкурсе выставило самую низкую цену, может поставить полусырую продукцию. Что обычно делают: в Минздраве региона выставляют на торги обслуживание хлебом всех больниц и поликлиник - 3- тыс. булок в год – этот заказ ИП не потянет. В результате конкурс выигрывает крупное предприятие-поставщик, которое может позволить себе невысокую цену, и качество его продукции будет контролироваться по ГОСТу. 

КОРР: Если говорить о курсе, который Вы читаете в МИМОП, каковы его основные разделы?
ЕМЦОВА: Программа следует логике закона. В процессе закупки первая стадия – стадия планирования, и первый блок курса об этом: какие планы какой заказчик составляет, какие поля заполняет и т.д. Следующий этап любой закупки – это регламентация самого процесса: с чего она должна начаться, что должен делать заказчик, какие документы он должен опубликовать , какой срок отводится заказчику на обязательные по закону действия и т.д. , объясняется технология проведения самой процедуры, ее смысл и назначение, при каких обстоятельства она может проводиться и на какие суммы. И третья часть любой закупки – исполнение контракта. Об этом – третий блок учебной программы. Объясняется, какие условия в контракте могут быть написаны , какие – нет, сроки проведения оплаты . И следуя логике законов, в курсе есть раздел, посвященный контролю соблюдения всех стадий . Этот раздел прежде всего касается заказчиков , потому что они должны прозрачно расходовать бюджетные деньги. Но в этом разделе есть часть, которая касается и поставщиков – речь идет о правильности и своевременности исполнения контракта. Нарушения этой части законодательства несут проблемы обеим сторонам – участникам контракта.

КОРР: По опыту чтения курса и общения со слушателями, что, как правило, не знают специалисты, которые работают в сфере госзаказа?
ЕМЦОВ: Если говорить о заказчиках, они упускают нюансы. Современный заказчик обычно не знает мелочей, и ему нужно «долакировать» свои знания закона. Тем более, что в части процедур законодательство не меняется. С 1 июля 2018 года будут серьезные изменения, которые обеспечат большую автоматизацию процесса госзакупки. У заказчиков уровень знания законодательства выше. А что касается поставщиков, здесь ситуация может быть очень разной. Есть поставщики, которые лучше меня знают закон, а есть те, которые только начали заниматься этой темой и им нужно изучать все с нуля . 

КОРР: Как ВЫ считаете, в каком направлении будет двигаться законодательное администрирование темы госзакупок?
ЕМЦОВА: Я считаю, все уйдет в унификацию, но это вопрос не одного года . Идет переход к электронным процедурам, на каждую будет отводиться определенное время. Этот процесс – безусловный плюс! Когда мы говорим о процедурах на бумажном носителе, в них можно вмешаться – поменять какие-то условия. Когда речь идет об электронных процедурах, внесение изменений в них – дорогостоящее занятие. Малейшие изменения законодательства в части регламентации процедур влечет большие финансовые затраты, поскольку приходится перепрограммировать всю цепочку.
Пока процесс оформления участия в конкурсе на получение госзаказа происходит на бумаге, каждый заказчик придумывает удобные для себя формы. И исполнителю, который работает с несколькими заказчиками, приходится заполнять десятки разных форм и нести неэффективные трудозатраты. А когда мы говорим о единой электронной форме, заказчик не сможет вносить в нее изменения. Безусловно, в этом случает исполнитель не имеет гарантию победы, но времени за оформление своего участия в конкурсе тратит меньше.
Что стоит подчеркнуть особо: в рамках 44 и 223 ФЗ направлены на решение более глобальных задач . Речь идет об эффективном использовании бюджетных средств, борьбе с ограничением конкуренции и противодействии коррупции. Администрирование госзаказа движется в этом направлении - идет автоматизация каталога товаров и услуг: те позиции, которые уже внесены в электронный каталог – названия предмета закупки заказчик уже не сможет изменить и не сможет манипулировать этим текстом и под видом одного товара приобрести у «любимого» исполнителя другой. Что происходило раньше: один заказчик пишет «картридж», другой – «блок печати», третий – «изделие из пластмассы». Но какой-то поставщик не предположил, что «изделие из пластмассы» – это картридж, и не принял участие в закупке. После автоматизации госзаказа таких ситуаций не будет . Еще одни плюс, который стоит назвать: у заказчика забирают возможность писать техническое задание, точнее делать самостоятельно описание характеристик закупаемого предмета, поскольку товар в каталоге будет иметь названия основных базовых характеристик , изменить которые тоже будет нельзя, вводятся типовые контракты, текст которых заказчик не сможет изменить. Все эти нововведения уменьшат поле для коррупции. 

КОРР: Как скоро все изменения в проведении процедуры госзаказа будут реализованы?
ЕМЦОВА: Могу сказать, сколько позиций в каталоге нужно автоматизировать около 33 тысячи. Это не так много. Около 20 тысяч уже автоматизировано. Безусловно, каталог товаров, работ и услуг будет развиваться – в него будут вноситься новые товары, но основной объем работ уже выполнен, и основная масса позиций появится в каталоге до конца 2018 года. Каталогу быть, и этому сопротивляться бесполезно. Мы боремся с коррупцией и добиваемся прозрачности размещения бюджетных денег, при этом обеспечиваем возможность контроля использования каждой копейки от планирования до исполнения, причем сделать это сможет любой пользователь. Мы получаем возможность обеспечения общественного контроля любого ведомства, за исключением режимных. Это уже сегодня возможно . И при этом мы экономим время и заказчику и поставщику.
Безусловно, с точки зрения ценности для общества автоматизация госзакупок – полезное нововведение, и если не смотреть на него с местечковой точки зрения , здравомыслящие и законопослушные участники процесса оценят его преимущества.
Текст Елена Пустыгина

Возврат к списку