Регистрация / Вход

Это пока лишь передышка

30.06.2020  Это пока лишь передышка «Это была экстремальная работа, – ответил президент ТПП РФ Сергей Катырин на вопрос о том, как Палата работала в период пандемии. – А то, что мы имеем сегодня – постепенную отмену карантина, возврат к почти нормальной жизни, –  это для нас, я считаю, лишь определенная небольшая передышка в долгом марше, чтобы подытожить сделанное за последние месяцы, распланировать новый начинающийся этап большой, напряженной, непростой работы в условиях до конца  все еще не побежденного вируса».

О поддержке бизнеса
Что мы делали с первых дней карантина? В общем, то, что и обязаны по палатскому уставу: представляли и защищали интересы бизнеса, которые не противоречат интересам развития общества. Просто работали в экстремальных условиях.
Главной своей задачей мы, естественно, определили максимальное содействие сохранению малого и среднего бизнеса. Первый и самый мощный удар пандемия нанесла именно по нему, не имеющему обычно достаточной финансовой подушки на случай невзгод. Чистового подсчета еще нет, но можно считать фактом, что к нынешнему августу по сравнению с августом 2019 года прежде всего из-за коронавируса и вынужденных ограничительных мер мы не досчитаемся не менее 1 млн российских субъектов МСП, несколько миллионов человек потеряют работу. Цифра, правда, несколько лукавая, потому что в ней учтены и предприятия, закрывшиеся еще до нынешней весны, однако львиная доля вины лежит именно на пандемии. Но большинство выстояли! Вот для этого мы работали и работаем.
Одной из важнейших задач для себя мы определили задачу сохранения самих компаний и сохранение занятости. Понятно, что речь шла и идет не только о миллионах работников компаний, но также об их семьях, которым надо было выживать в условиях пандемии. Понятно также, что без субсидий и льготных кредитов бизнесу на зарплату и на развитие, без облегчения налогового бремени, без пересмотра многих нормативно-правовых актов в сторону облегчения обременения, без упрощения разрешительной и контрольно-надзорной деятельности и т.д. это все попросту было бы невозможно.

О взаимодействии с властью
С цифрами в руках мы доказывали и показывали власти, что надо сделать. Наши предложения не рождались в тиши кабинетов. Они обсуждались с бизнесом, чтобы можно было прикрыть самые «болевые точки». Еженедельно мы, образно говоря, измеряем температуру предпринимательства, проводя онлайн-опросы бизнесменов по всей стране. Свою работу самим оценивать как-то не принято, но мы старались все делать максимально эффективно.
Несколько сотен предложений в правительственные пакеты поддержки бизнеса и в общенациональный план действий по восстановлению экономики – это очень серьезно. Многие наши предложения были приняты. К сожалению, не все. Но работа продолжается.
В итоге нам периодически удается работать даже с некоторым опережением: то, что сначала не принималось, благодаря нашей настойчивости и развитию ситуации позже в той или иной степени становилось фактом деятельности бизнеса. Я имею в виду, например, освобождение индивидуальных предпринимателей от налогов (кроме НДС и НДФЛ) и сборов на второй квартал, снижение НДС в некоторых особо пострадавших отраслях. О необходимости таких мер мы говорили и предлагали их с самого начала.

О работе по форс-мажору
Естественно, вся система ТПП продолжила оказывать услуги для бизнеса, переведя многие из них в цифровой формат. ТПП РФ, напомню, – единственная в стране организация, выдающая сертификаты о форс-мажоре по внешнеторговыми сделкам. По состоянию на первые числа июня было рассмотрено 912 заявлений, выдано 347 сертификатов. Территориальные палаты выдают заключения о форс-мажоре по внутренним контрактам: по договорам между российскими компаниями было получено более 33 тысяч заявлений, по результатам их рассмотрения выдано более 2000 заключений о наличии обстоятельств непреодолимой силы. Документы о наличии форс-мажора оформляются в связи с пандемией бесплатно. Хотел бы еще раз напомнить, что форс-мажором является не сама пандемия как таковая, а ограничительные или специальные меры федеральных и региональных властей РФ, в результате которых фирма не может выполнить свои обязательства.
Все вышеназванное, естественно, – только некоторые примеры нашей работы.

Об уроках пандемии
Есть и положительные уроки нынешнего тяжелого времени. Так, в пандемию в стране отказались от многих бюрократических ограничений. И оказалось, жить без них вполне можно. У нас годами согласовывались и принимались нормативно-правовые акты. Сейчас ясно, что это можно делать в течение буквально нескольких дней. Бизнес рассчитывает, что так будет и впредь. Это очень важно для развития экономики, и этот момент учтен в плане действий. Разрешительная и контрольно-надзорная деятельность сейчас упрощается. Это огромный плюс для развития бизнеса! Здесь главное, чтобы не появился соблазн вернуться к практике докризисного времени.

О потерях
И последнее, к сожалению, печальное. Понесли потери и мы как система ТПП. Не все пережили эпидемию. Вечная им память и вечный покой. В федеральной Палате из-за коронавируса мы потеряли Алексея Александровича Савенкова. Хороший специалист, надежный товарищ, он работал в пресс-службе ТПП РФ, и по роду деятельности его многие знали также в территориальных палатах. Он не дожил всего лишь нескольких дней до своего 54-летия. Жаль!
Но надо жить дальше. Работать. Вот и живем, работаем, помним и верим – нет, убеждены, – что прорвемся… Это все, что я хотел сказать. 

Возврат к списку