Регистрация / Вход

Дар заблуждения

03.09.2019 Дар заблуждения Ирина Иванова,
учредитель и председатель правления Некоммерческого партнерства
«Сообщество бизнес-тренеров»


Счастье – это когда тебя понимают. Знаменитую фразу из легендарного советского фильма можно смело «накладывать» на реалии рынка бизнес-образования в России. Особенно в той части, которая касается понимания потребителем услуг – предпринимательским сообществом – специфики этой деятельности бизнес-тренеров, их компетенций, а также собственных бизнес-задач, решение которых сегодня столь активно стремятся делегировать тем, кто этому «профессионально обучен». Какие же основные мифы о бизнес-тренерах, оказывающих влияние на становление и развитие цивилизованного рынка?

Миф 1. В России нет хороших бизнес-тренеров.

Ситуации, когда предприниматель нанимает бесконечное количество тренеров для обучения своего персонала, а дело не идет на лад, широко известны как предпринимателям, так и самим бизнес-тренерам. Персонал все так же продолжает ничего не делать, компания не развивается, откуда рождается логичный вывод - тренеры никуда не годятся.

Что в реальности?
Нередко так происходит потому, что предприниматель не знает сам, чего он хочет, поэтому не может точно поставить задачу для обучения. Или требует невозможного, соединив и командообразование, и целеполагание, и коммуникации, и продажи в один тренинг.
С другой стороны, не все предприниматели знают, что бизнес-тренер – это человек, который никогда не сможет выстроить бизнес-процесс. В его силах обучить персонал необходимым умениям и навыкам для практического применения в деятельности компании. И чтобы он смог выполнить эту работу, предпринимателю нужно вначале обратиться в консалтинговую компанию и пригласить бизнес-консультанта соответствующего уровня. Они-то как раз и выстраивают бизнес-процессы и занимаются оптимизацией бизнеса. И если на определенном этапе выстраивания этого процесса консультант поймет, что именно сейчас для развития компании необходим бизнес-тренер, который научит персонал новым умениям или разовьет существующие, значит, его действительно нужно пригласить. И хорошие тренеры для такой задачи в России есть! Более того, их много. Действительно грамотные специалисты знакомы с наукой андрогогикой – обучением взрослых людей, они имеют большой опыт в образовательной сфере, занимаются саморазвитием и самосовершенствованием, а главное, умеют и знают, как обучать сотрудников и добиваться результата. 

Миф 2. Бизнес-тренер – это волшебник.

Исторически сложилось, что предприниматели думают, вот сейчас придет бизнес-тренер, научит всех и всему, и дела компании пойдут в гору. Отчасти в этом виноваты сами тренеры. Долгое время их резюме писались по принципу: «и чтец, и жнец, и на дуде игрец», то есть, тренер и по управленческим функциям, и по коммуникациям, и по продажам, и по эмоциональному интеллекту... 

Что в реальности?
Спрос на всемогущего тренера в предпринимательской среде действительно был. Хорошо помню, как одной из компаний нужно было обучить администраторов тайм-менеджменту, коммуникации с персоналом, с клиентами и управленческим функциям. Это, по сути, четыре тренинга и четыре разных тренера. Но если платят, как известно, «за ваши деньги – любые песни». Вот и пели люди, называющие себя бизнес-тренерами, и про то, и про это. Качество обучения - ноль, деньги потрачены, персонал вместо работы – развлекался на тренинге, результат – никакой. В итоге репутация всех бизнес-тренеров оценена однозначно – плохие. Страдают от такой ситуации все.
В реальности бизнес-тренер может и должен специализироваться на одном из направлений обучения. Это или продажи и управление продажами, или управленческие функции, или коммуникации, или эмоциональный интеллект, или тайм-менеджмент, или командообразование, или управление проектами. Чтобы качественно дать знания, нужно быть специалистом в одной из сфер. Вы можете сказать что «soft skills» - комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе – это и умение коммуницировать и тайм-менеджмент, и умение работать в команде и т.д. Да, это так, но это разные тренинги и вести их могут тренеры, специализирующиеся в определенной области. Не может тренер, ведущий 10 лет тренинги по продажам, дать качественно тренинг по эмоциональному интеллекту. Чудес не бывает и если уж платить деньги, то профессионалу в своей области. 

Миф 3. Бизнес-консультанты, коучи, тренеры личностного роста – те же бизнес-тренеры.
Возможно, само словосочетание «бизнес-тренер» звучит для русского уха музыкальнее, круче, современнее, и поэтому всех сгребли под одну гребенку. Говорим же мы в общем: учителя, врачи, не углубляясь в специфику деятельности. Но ходим при этом не к врачам, а к хирургу, терапевту, эндокринологу. Обучаемся не у учителей в целом, а физике – у учителя физики, математике – у математика, и не может учитель истории преподавать нам геометрию и алгебру. Так же и в среде краткосрочного бизнес-обучения есть определенная специфика деятельности специалиста. 

Что в реальности?
Бизнес-консультанты, коучи, бизнес-тренеры и тренеры личностного роста – это люди разных профессий. У них разное образование и разный формат работы.
Бизнес-консультанты в нашей стране представлены «Школой консультантов по управлению» РАНХиГС при президенте РФ. Ее создатель - Аркадий Пригожин, д.ф.н., профессор, инициатор создания и соучредитель Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ), подготовил более 500 дипломированных консультантов по управлению. И профессия такая в реестре профстандартов Минтруда России есть, с четко прописанными компетенциями и должностными функциями.
Коуч. А вот этой профессии у нас нет. Коучинг в России представлен разными зарубежными школами, например, одна из самых известных – Международная Академия трансформационного коучинга и лидерства (IATCL). Коуч – это индивидуальный консультант. И он должен иметь профессиональное образование в школе коучинга.
Тренер личностного роста. Это человек, имеющий высшее психологическое или медицинское образование – врач-психотерапевт. Работает в формате личных консультаций. Цель его работы – нормализация и гармонизация психологического климата, помощь в решении конфликтов, работа со стрессовыми ситуациями. Может работать с парами и с группами. Например, может вести групповой тренинг по предотвращению и разрешению конфликтов.
Бизнес-тренер. И такой профессии у нас нет. Но по факту это специалист, который прошел профессиональную переквалификацию в школе бизнес-тренеров, придя в нее из абсолютно разных сфер деятельности. В нашей стране таких школ несколько и они частные. Популярностью пользуются школы бизнес-тренеров Дмитрия Димитриева, Жанны Завьяловой, Светланы Бадаевой, Ленинградский институт тренинга, созданный в 1993 году Ниной Хрящевой и Сергеем Макшановым, обучение на тренинге тренеров у Марка Кукушкина.
В основе обучения бизнес-тренеров лежит андрогогика, методология разработки сценария тренинга и управление групповой динамикой. Единой методики обучения нет. Что же может бизнес-тренер? Обучить в формате тренинга персонал ключевым знаниям, умениям, навыкам, которые позволяют повысить производительность труда. Например, продавцов - общаться с клиентом, топ-менеджера - делать презентацию продукта компании, руководителей - управленческим функциям. Это практические задания, упражнения, ролевые и ситуационные игры. Иногда у бизнес-тренеров нет диплома из тренерской школы, но есть большой опыт в обучении персонала. Так что выбирайте специалиста для развития умений и навыков своего персонала правильно и держите руку на пульсе процесса обучения!

Возврат к списку